Данный документ описывает метод Фельденкрайза. Стандарты приняты генеральной ассамблеей IFF (Международной Федерацией метода) в мае 1994 года. Источник
Предисловие
Секция 1: Метод Фельденкрайза — что это такое
Секция 2: Чем не является метод Фельденкрайза
Секция 3: Что знает, понимает и применяет в своей деятельности практик метода Фельденкрайза
Секция 4: Организация процессов метода Фельденкрайза
Вопросы, которые задает практик/тренер самому себе
Вопросы касательно работы со студентами
Вопросы, которые рассматривает практик/тренер в процессе практики
1. Любая попытка дать определение методу Фельденкрайза будет являться довольно статичным описанием динамичного и изменяющегося метода. Практики метода Фельденкрайза (далее МФ) постоянно углубляют свое понимание метода, поэтому рассчитывая дать точное описание положений метода, не нужно терять из виду его динамику и эволюцию. Этот документ стоит рассматривать именно в таком свете.
2. Инновации и развитие приветствуются в МФ, особенно если они имеют твердое основание в том понимании, чувствительности и навыках, которые воплощены в практике метода сегодня. Как только инновации будут приняты сообществом МФ, данные стандарты будут соответственно пересмотрены.
3. Этот документ будет регулярно обновляться комитетом, назначаемым Советом Директоров, с целью пересмотра и внесения изменений в Стандарты практики.
Введение
1. МФ предполагает, что люди имеют потенциал к изменениям и что все люди, независимо от их возраста и состояния, имеют способность к обучению.
2. Моше Фельденкрайз написал в книге «Высшее дзюдо»: «В идеально зрелом теле, которое не встретило в процессе развития серьезных эмоциональных потрясений, движения имеют тенденцию постепенно согласовываться с механическими требованиям окружающего мира. Нервная система эволюционировала под влиянием данных законов и подстроена под них. Однако в нашем обществе в результате обещания большой награды или большого наказания равномерное развитие системы настолько нарушается, что многие действия становятся либо ограниченными, либо полностью исчезают. В результате мы должны создавать специальные условия для продолжения процесса взросления многих приостановленных функций. Большинство людей нужно не только обучать специальным действиям (из арсенала дзюдо — прим. переводчика), но учить изменять паттерны движений и отношений, которые никогда не должны были быть исключены или забыты«.
Секция 1. Метод Фельденкрайза: что это такое и что он делает
1. Метод Фельденкрайза — это система обучения, которая развивает функциональное осознавание человека в окружающей среде. Метод использует тело как главный инструмент обучения.
2. Метод Фельденкрайза — это подход работы с людьми, который расширяет их набор движений, увеличивает осознавание себя, улучшает функционирование и позволяет людям выражать себя более полно.
3. Метод Фельденкрайза напрямую отвечает на вопрос, как способствовать обучению, которое необходимо для наилучшей организации себя и восстановления исключенных или непринимаемых во внимание паттернов движения или действий.
4. Это достигается при помощи расширения образа себя через последовательности движений, которые переводят фокус внимания на неосознаваемые части себя, которые не используются при совершении действий. Лучшее выполнение функции происходит за счет улучшения динамических отношений между человеком, силой тяжести и обществом. Фельденкрайз определил функцию как взаимодействие человека с внешним миром или личности с окружающей средой.
5. Метод позволяет людям включить в свое функционирование движения и части тела, которым не придается значения, которые забыты или исключены из привычных действий или образов действий. Позволяя человеку научиться, как все его тело участвует в любом движении, метод Фельденкрайза помогает людям жить свою жизнь более полно, эффективно и удобно.
6. Улучшение физического состояния не является само по себе завершением применения метода. Подобное улучшение основано на развитии расширения функционального осознавания, которое часто является воротами к более общему улучшению физического функционирования в контексте окружения человека и его жизни.
7. Метод Фельденкрайза основан на самоорганизации и саморегуляции в процессе обучения.
8. Метод Фельденкрайза осуществляется в двух параллельных формах: Осознавание через движение (AWARENESS THROUGH MOVEMENT) и Функциональная интеграция (FUNCTIONAL INTEGRATION)
9. Осознавание через движение состоит в называемых вслух последовательностях движений, выполняется главным образом в группах. Существует несколько сотен часов уроков Осознавания через движение. Обычно урок длится от 30 до 60 минут. Каждый урок обычно организован вокруг какой-либо функции.
10. В уроках Осознавания через движение люди участвуют в точно организованных двигательных последовательностях, которые включают процесс размышления, ощущения, движения и воображения. Многие уроки основаны на движениях, проявляющихся в процессе развития, или обычных функциональных действиях. Некоторые основаны на более абстрактных исследованиях суставов, мышц и взаимодействии частей в различных положениях тела. Уроки состоят из удобных, легких движений, которые постепенно развиваются в движения с большей амплитудой и сложностью. Сотни уроков Осознавания через движение варьируются от простых до сложных, для всех уровней способностей к движению.
11. Уроки Осознавания через движение делают попытку дать человеку осознать собственные привычные нейромышечные паттерны и зажимы и расширить выбор новых способов движения, увеличивая сенсорную чувствительность и эффективность движения.
12. Одной из главных целей Осознавания через движение является обучение тому, как организованы наиболее основные функции человека. Обращая внимание в процессе выполнения действий на детали, ученик имеет возможность научиться тому, как:
— уделять внимание всему себе
— исключить лишнюю трату энергии
— мобилизовать свои намерения в действия
— учиться;
13. Функциональная интеграция — это другая форма выражения метода Фельденкрайза. Также как практики метода могут направлять людей через последовательности движений голосом в Осознавании через движение, они могут направлять людей через движения при помощи мягких прикосновений в Функциональной интеграции.
14. Функциональная интеграция — это форма тактильной кинестетической коммуникации. Практик метода чувствует, как обучаемый организует свое тело и «намекает» мягкими прикосновениями и движениями, какие есть расширенные функциональные моторные паттерны.
15. Урок Функциональной интеграции должен иметь отношение к желанию, намерению или необходимости обучаемого. Процесс обучения осуществляется без использования каких-либо навязчивых или насаждаемых процедур. Через установление эмоционального контакта и уважение к способностям, качествам и целостности обучаемого, практик/тренер создает среду, в котором обучаемый может комфортно учиться.
16. В процессе Функциональной интеграции практик/тренер создает урок для обучаемого, индивидуальный для уникальной конфигурации конкретного ученика в данный конкретный момент. Практик передает опыт комфорта, удовольствия и легкости движения, в то время как обучаемый учится, как реорганизовать свое тело и поведение новым, более эффективным способом.
17. В Функциональной интеграции намерения практика/тренера инструктивны и коммуникативны.
18. Функциональная интеграция обычно выполняется, когда обучаемый лежит на столе, специально сконструированном для работы. Урок также может быть выполнен с обучаемым в сидящей или стоящей позиции. Иногда различные вспомогательные принадлежности используются для того, чтобы способствовать определенным движениям или поддержать конфигурацию тела.
19. Метод основан на принципах физики, биомеханики и эмпирического понимания обучения и человеческого развития.
Доступна вторая часть