Церебральный паралич и метод Фельденкрайза


Обзорная статья о эффектах применения метода Фельденкрайза для взрослых и детей.

Самым быстрым способом достижения результатов от метода Фельденкрайза при работе с клиентами, страдающими последствиями ДЦП, являются регулярные сессии Функциональной интеграции. Во время сессии практик метода выполняет мягкие манипуляции с телом клиента и использует определенные легкие и точные движения для того, чтобы расширить возможности мозга по использованию мышц, связок и суставов, позволить распознать новые пути движения конечностей, изменить хронический повышенный тонус некоторых мышц и дать возможность телу работать более согласованно, с большими возможностями контроля и меньшей спастичностью.

Данный подход может значительно улучшить двигательные возможности человека, вместе с этим люди часто ощущают прилив жизненных сил и повышение самооценки.

Институт движения Фельденкрайза в Южной Калифорнии и другие практики метода по всему миру имеют успешный опыт применения метода Фельденкрайза с людьми всех возрастов, имеющих диагноз церебральный паралич. Работа с ними включает как уроки Функциональной интеграции, так и обучение урокам Осознавания через движение в классах и по аудиозаписям.

На уроках Осознавания через движение практик словесно направляет учеников через серию различных движений, разбивая сложные движения на последовательность мелких и доступных, чередуя их порядок и задействованные при этом мышцы. Эти упражнения задействуют внимание и направляют процесс исследования привычных движений. Они практически не требуют усилий и тем не менее приводят к серьезным улучшениям гибкости, осанки и эмоционального состояния.

Помощь детям с диагнозом ДЦП

«У нас были замечательные результаты от работы с малышами и маленькими детьми с церебральным параличом», — говорит Марк Риз, один из директоров Института движения Фельденкрайза Южной Калифорнии. — «Мы можем помочь детям с церебральным параличом почувствовать постепенное, но постоянно возрастающее улучшение их двигательных и когнитивных способностей».

«Начало применения уроков в раннем возрасте дает существенное преимущество в борьбе с последствиями болезни», — замечает Донна Рэй, содиректор Института. — «Движения ребенка становятся легче, дети чувствуют себя более способными, и благодаря этому у них формируется лучшая самооценка».

«Мозг имеет наибольшую пластичность именно в детском возрасте», — объясняет Марк. — «Чем раньше начнется сенсорно-моторное обучение по методу Фельденкрайза, тем лучше будут результаты».

Марк вспоминает недавний случай, когда он работал с двухлетним мальчиком, который совсем не мог использовать свою левую руку: «Я все еще помню радость в голосе его матери, когда она позвонила мне из дома, после того, как ее сын получил урок Функциональной интеграции. Ее сын только что первый раз потянулся левой рукой, когда позвал ее!»

Уроки метода Фельденкрайза могут быть полезными в обучении детей посадке/вставанию из инвалидного кресла. Марк вспоминает, что уроки метода помогли его 9-летней ученице с диагнозом церебральный паралич, которая не могла двигать ноги отдельно одну от другой, научиться впервые в жизни перемещать себя из инвалидного кресла на кровать.

«Дети с ДЦП настолько существенно улучшают свои двигательные способности, что часто смеются от радости, когда чувствуют своим телом, то чему они научились», — говорит Марк с улыбкой.

«Детям с тяжелой формой ДЦП мы можем помочь научиться перекатываться, садиться, стоять на четвереньках и ползать — всем различным способам движения, которые могут быть для них сложными для изучения», — говорит Донна. «Тем, чье состояние менее тяжелое, мы можем помочь расширить способности, например, научиться ходить, прикладывая меньше усилий или улучшить результаты в спорте». Метод Фельденкрайза мягко поддерживает и расширяет существующие возможности без боли или попыток преодоления сопротивления.

Помощь взрослым с диагнозом ДЦП

Несмотря на то, что в случае с ДЦП чем раньше начнется использование метода, тем лучше, даже если человек находится уже в зрелом возрасте, его состояние может быть заметно улучшено за счет применения метода. Однако в этом случае скорее всего потребуется постоянная работа для поддержания достигнутых изменений.

Взрослым метод Фельденкрайза может помочь в достижении большей выносливости при выполнении обычных действий, а также в обретении более плавной походки. Метод также может уменьшить физическую боль за счет снижения напряжения на суставы. «Людям нравятся ощущения, которые они испытывают во время и после урока», — говорит Донна Рэй. — «Ученики чувствуют, как все части их тела начинают работать совместно, ощущения от тела становятся более приятными, что опять же повышает их самооценку и качество жизни».

В данном сюжете Анат Баниэль (ученица М. Фельденкрайза и автор метода  Анат Баниэль, основанного на методе Фельденкрайза) рассказывает об истории девушки Элизабет, родившейся без части мозжечка, практически не способной к самостоятельным движениям. В возрасте 13 месяцев она получила неутешительный дальнейший прогноз со стороны двух ведущих педиатров Америки.

 

Регулярная работа по методу, сначала с самим Моше, затем с Анат Баниэль, в итоге дала ей возможность полноценной жизни. Как говорит в конце сюжета отец девушки: «Моше Фельденкрайз сказал нам, что она сможет танцевать в день своей свадьбы. Сейчас мы немного опережаем график».

«Польза от метода Фельденкрайза заключается в том, что вы можете научить свое тело двигаться настолько нормальным образом, насколько это возможно. Вам не нужно мириться с ограничениями из-за диагноза церебральный паралич», — говорит Кен Брукс, 51 год, адвокат департамента общественной защиты округа. У Кена небольшой церебральный паралич, затрудняющий его походку из-за повреждения ахилловых сухожилий. После того, как он столкнулся с ухудшением своего состояния, он обратился в институт Движения.

Болезнь Кена заставляла его правую ступню поворачиваться внутрь. Как адвокату в суде, ему много приходилось быть на ногах, и он также сильно повредил поясницу в результате падения, когда оступился. Врач Кена рекомендовал ему носить постоянную шину, которая помогала бы его ступне держаться прямо.

Вместо того, чтобы бороться с болезнью механическими средствами, Кен стал брать уроки Функциональной интеграции у Донны Рэй. Был убран излишний тонус мышц, вызывавших изменение в положении ступни. Постепенно его походка заметно улучшилась благодаря этой работе. «С помощью метода вы можете изменить то, как двигается ваша ступня», — замечает он. — «Теперь я могу изменить свою походку за два шага. Я не уверен, что мог бы делать так без метода Фельденкрайза. Во время последней сессии моя ступня стала поворачиваться намного лучше».

Дженнифер Лайт-Красноу получила настолько существенную помощь от метода в борьбе с церебральным параличом, что записалась на обучающую программу, чтобы стать практиком. Дженнифер 25 лет и она оказывает помощь женщинам и семьям во время беременности. Из-за церебрального паралича, который оказывал влияние на диапазон движения правой ступни и не давал ей нормально ходить, Дженнифер ранее обращалась к физиотерапии. Свое лечение она описывает как изнурительное и болезненное, и вспоминает, как думала, что должен быть еще какой-то способ решения ее проблем, не такой болезненный. Но несколько «специалистов» утверждали, что у нее не получится улучшить свое состояние каким-либо другим способом.

К счастью, она нашла лучший способ в работе по методу Фельденкрайза. «Существует определенный диапазон движения каждого сустава, из-за спастичности мышц он оказывается ограничен. Многие врачи пытаются бороться с этим путем операций, удаления частей сухожилий, наложения шин для закрепления «нормального» диапазона либо за счет болезненных попыток растянуть сжатые мышцы, в то время как этот диапазон может быть расширен за счет специальных безболезненных техник, буквально показывающих вашему мозгу как можно еще использовать соответствующие мышцы без лишнего напряжения, по-новому.

Со временем мозг закрепляет новую программу и начинает использовать ее заместо старой, так формируется более здоровая привычка, а проблема может заметно уменьшиться или же практически исчезнуть», — говорит сейчас Дженнифер.

Помимо уроков Функциональной интеграции ей нравится делать собственные шаги на пути к улучшению собственного состояния через уроки Осознавания через движения в классах и дома по аудиозаписям: «Для меня настоящим открытием стало то, что я могу двигаться без боли, и я не чувствую, что мне приходиться бороться со своим телом. Ощущение ограниченности теперь ушло».

К списку статей

Комментирование временно отключено.


 
© 2017