Как выполнять уроки по методу Фельденкрайза


Предупреждение: эти занятия могут потребовать примерно такой же уровень физических возможностей как начальный уровень в йоге. Некоторые инструкции могут показаться вам неясными, несмотря на усилия сделать их понятными. В таком случае действуйте с умом!

 

Если урок выполняется корректно, вы не почувствуете никакой боли или дискомфорта. Если у вас есть проблемы со здоровьем, которые могут ухудшиться от движений или упражнений, обратитесь для консультации к специалисту.

Уроки по методу Фельденкрайза подразумевают выполнение занимающимся «особых» последовательностей движений.

Каждый урок направлен на определенную тему и составлен с учетом физиологии человеческого тела, а также понимания биомеханических основ движения, особенностей процессов развития человека и знания того, как движение может быть использовано в качестве средства для работы с нервной системы в различных случаях.

Цели выполнения уроков по методу Фельденкрайза разнообразны — это и нахождение и формирование более оптимального двигательного стереотипа, и изменение мышечного тонуса, там где это необходимо (устранение излишних мышечных напряжений), и развитие у обучающегося лучшего ощущения собственного тела вместе с пониманием того, как организуется движение.

Эффекты не ограничиваются лишь работой с телом на уровне «физики», но также могут проявляться на уровне эмоциональных, психологических, интеллектуальных изменений — в зависимости от подбираемых уроков и тех задач, на решение которых направлена работа по методу, а также от индивидуальных особенностей в каждом конкретном случае.

Уроки лучше рассматривать как ситуацию, во время которой человеку предоставляются возможности для исследования и создания изменений, а не как физическое упражнение.

Боль, напряжение и спешка во время занятий являются контр-продуктивными и уменьшат или даже полностью исключат смысл занятий.

Во время занятий старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

1. Подготовьте удобное пространство.

Обычно уроки выполняются на коврике или сложенном одеяле на полу. Нужна довольно мягкая поверхность, которая смягчит ощущение прикосновения костей с полом и в то же время позволит четко чувствовать пол.  Должно быть достаточно пространства, чтобы раздвинуть руки и ноги в любом направлении вокруг вас.

2. Выполняйте каждое движение медленно и спокойно.

Движения в уроках не являются упражнениями, которые нужно выполнять быстро, на счет или автоматически. Повторяйте каждое движение медленно, обычно не быстрее чем скорость цикла спокойного дыхания. Чувствуйте ваше движение. Чувствуйте как вы воплощаете намерение в действие.

Если вы быстро переместите часть тела из точки А в точку Б, вы не очень многое сможете распознать. Но если вы будете двигаться медленно, вы научитесь видеть огромное количество маленьких нюансов и различий и создадите условия для изменения на уровне нервной системы. Обучение — это ключ к изменениям.

3. Не напрягайтесь.

Хотя движения в данных уроках не являются трудными, некоторые движения вы не сможете выполнить с самого начала. У вас может возникнуть желание попытаться приложить больше усилий, чтобы вместо навыка и точности использовать силу и напряжение. Мягко откажитесь от этого знакомого искушения. Вместо этого попытайтесь вдумчиво и внимательно найти пути сделать движение легче и приятнее.

Во время занятий делайте немного меньше, чем вы можете, будьте ленивыми. Не достигайте полного диапазона движения, а только выполняйте самую легкую часть.

4. Ищите приятные ощущения.

Во время и после каждого из уроков, вы начнете наблюдать различные приятные ощущения от того, как становится организовано ваше тело. Это могут быть ощущения релаксации или отпускания, легкости, простора, тепла, увеличения длины тела, большей целостности или любые другие ощущения.

Каждое новое ощущение, результат каждого нового наблюдения становятся маленьким шагом по направлению к созданию более полного и эффективного образа своего тела и образа себя в целом.

5. Наблюдайте различия

Хороший способ использования внимания во время занятий — примерно воспринимать фон и учиться четко фокусироваться на чем-то одном.

Детали выполнения движений лучше отрабатывать на правой стороне (для правшей), а на левой прорабатывать их в воображении. При этом вы сэкономите время проявления изменений.

После каждого урока осторожно встаньте, сохраняя все изменения в положение стоя. Затем пройдитесь и наблюдайте за новыми ощущениями. Позвольте им остаться с вами на какое-то время. Заметьте, как урок изменил ваши привычные ощущения себя.

* * *

Хорошей идеей после занятий будет сохранить состояние спокойствия и, например, заснуть. Вы можете чувствовать себя прекрасно, но избегайте искушения сделать что-либо, требующее напряжения сил (к примеру, пропустите свою обычную тренировку на следующий день). Достигнутое состояние может рассеяться в течение нескольких часов или дней, но в будущем оно становится более устойчивым и при отсутствии сильных воздействующих факторов может стать частью вашего ежедневного состояния.

К списку статей

Комментирование временно отключено.