Обновляющаяся информация о различных исследованиях доступна на ресурсе Feldenkrais Studies (англ.).
Дж. Стивенс, Д. ДуШаттле, К. Хэтчер, Дж. Шмунес и К. Сланинка (2001). Использование уроков «Осознавание через движение» улучшает равновесие и уверенность в равновесии у людей с рассеянным склерозом: рандомизированное контролируемое исследование. Журнал неврологической физиотерапии, 25(2), 39 (Stephens, J., DuShuttle, D., Hatcher, C., Shmunes, J., & Slaninka, C. (2001). Use of Awareness Through Movement improves balance and balance confidence in people with multiple sclerosis: a randomized controlled study. Journal of Neurologic Physical Therapy, 25(2), 39.)
В данной работе проверялась эффективность структурированного группового обучающего процесса Осознавания через движение на равновесие, уверенность в равновесии и самоэффективность. 12 людей с рассеянным склерозом были случайным образом прикреплены к группе, выполнявшей уроки по Фельденкрайзу, или к контрольной группе.
Группа, выполнявшая уроки ATM, принимала участие в 8 занятиях, каждое от 2 до 4-х часов, в то время как контрольная группа была задействована в образовательных занятиях (educational sessions) в течение 10 недель. Были использованы шесть итоговых исследований:
1) Basic Balance Master
2) модифицированный клинический тест сенсорного взаимодействия в равновесии (modified Clinical Test of Sensory Interaction in Balance)
3) тестирование пределов стабильности (Limits of Stability tests)
4) тестирование уверенности в равновесии при определенной деятельности (Activities-specific Balance Confidence Scale -ABC) и возможных падений;
5) Equiscale;
6) тестирование самоэффективности при рассеянном склерозе — Multiple Sclerosis Self-Efficacy Scale.
Группа, занимавшаяся уроками «Осознавание через движение», значительно улучшила оценки по тесту mCTSIB; средние значения центра положения давления (pressure position) стали ближе к теоретическому значению центра; значительно меньше стало количество отклонений от нормы в тесте mCTSIB; участники демонстрировали улучшение уверенности в равновесии по сравнению с другой группой. Наблюдалась тенденция к улучшению во всех измерениях у группы, выполнявшей уроки Осознавания через движения, по сравнению с контрольной группой.
Полученные результаты говорят о том, что данный тип моторного обучения может быть эффективен для улучшения множества физических и психологических параметров, связанных с балансом и контролем положения тела.
Стивенс, Дж., Колл, С., Эванс, К., Гласс, М., Гулд, К., Лоуэ, Дж. (1999). Результаты использования 10 уроков Осознавания через движение четырьмя женщинами с рассеянным склерозом: улучшение качества жизни. Отчеты о применении физиотерапии, 2(2), 58-69 (Stephens, J., Call, S., Evans, K., Glass, M., Gould, C., & Lowe, J. (1999). Responses to ten Feldenkrais awareness through movement lessons by four women with multiple sclerosis: improved quality of life. Physical Therapy Case Reports, 2(2), 58-69)
Четыре женщины с рассеянным склерозом, находящиеся на амбулаторном лечении и работавшие полный рабочий день, приняли участие в 10 занятиях Осознавание через движение в течение 10 недель. Оценки до и после серии занятий включали в себя:
1) тестирование степени недееспособности — Incapacity Status Scale
2) тестирование социального положения и его связи с историей недееспособности — Environmental Status Scales of the Minimal Record of Disability (слегка вольный перевод, но по виду этого теста я так понял его суть — прим. пер.)
3) тестирование степени усталости — Fatigue Severity Scale
4) индекс благополучия — Index of Well-Being
До каждого занятия и во время сбора окончательных данных каждой из них задавалось несколько вопросов относительно ее медицинского и функционального состояния. Анализы ходьбы и вставания из положения лежа на спине были выполнены при помощи видеосистемы анализа движения PEAK Motus. С двумя женщинами было также проведено интервью спустя год после окончания занятий. Три из четырех обследуемых испытали усиление симптомов в определенный период в течение этих 10 недель; тем не менее, все отметили улучшение своего состояния в результате занятий. Улучшения были отмечены в двух областях: легкость и стабильность повседневных движений, а также ощущение хорошего самочувствия.
Данные результаты показывают, что уроки Осознавания через движение полезны для некоторых людей с рассеянным склерозом, хотя и различным образом для каждого человека.