Обновляющаяся информация о различных исследованиях доступна на ресурсе Feldenkrais Studies (англ.).
Дж. ДеллаГротте, Р. Риди, М. Лэнди, Дж. Стивенс (2008). Улучшения осанки с использованием интеграции торса для удлинения миофасции. Журнал работы с телом и двигательной терапии, 12(3), 231-245 (DellaGrotte J, Ridi R, Landi M, Stephens J. Postural improvement using core integration to lengthen myofascia. J Bodyw Mov Ther. 2008 Jul;12(3):231-45)
Постуральная организация контролируется центральной нервной системой в соединении со скелетной, мышечной и фасциальной системами. Данная работа раскрывает влияние нейромышечного переобучения на статические и динамические постуральные отклонения. В исследовании принимали участие 27 испытуемых с постуральными отклонениями: 13 в контрольной и 14 в экспериментальной группе. Обследуемые из контрольной группы получали индивидуальные сеансы интеграции торса с Дж. Деллагротте в течение 2 месяцев. 25 постуральных параметра были измерены до и после сеансов для вычисления общей постуральной оценки. У участников из экспериментальной группы, по сравнению с участниками из контрольной группы, значительно улучшилась общая постуральная оценка.
Скорпинити А., Лоруссо А., Л’Аббат Н. (2007). Участие в рабочем процессе, направленное на увеличение осознавания у младшего медперсонала, выполняющего ручные манипуляционнные действия. (Scorpiniti, A., Lorusso, A., & L’Abbate, N. (2007). A workplace intervention aimed at increasing awareness in nursing personnel performing manual handling activities. G Ital Med Lav Ergon, 29(3 Suppl), 857-858)
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18410001
Описывается участие в рабочем процессе, направленное на снижение риска возникновения болей в пояснице у медсестер. Проведенные занятия включали в себя специальное эргономическое обучение и программу упражнений по методу Фельденкрайза. После выполнения была проведена оценка влияния упражнений на ручные манипуляционные действия у медсестер. Зафиксировано увеличение корректного выполнения ручных операций после участия в программе.
Стивенс Дж, Дэвидсон Дж, ДеРоза Дж, Криз М., Сальцман Н. (2006). Удлинение задних мышц бедра без растяжки с использованием «Осознавания через движение». Физическая терапия, 86(12), 1641-1650 (Stephens, J., Davidson, J., DeRosa, J., Kriz, M., & Saltzman, N. (2006). Lengthening the hamstring muscles without stretching using «awareness through movement». Physical Therapy, 86(12), 1641-1650)
ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛЬ: пассивная растяжка широко используется для увеличения гибкости, однако было показано, что данный процесс не вызывает долгосрочных изменений в вязкоупругих свойствах мышц, вопреки тому, что считалось ранее. Авторы протестировали метод удлинения задней поверхности бедра при помощи урока «Осознавание через движение», при котором не используется пассивное растяжение.
УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Тридцать три участника, которые случайным образом были распределены в группу Осознавания через движение либо в контрольную группу прошли предварительный отбор и выполнили основную стадию исследования.
МЕТОДЫ: Группа «Осознавания через движение» использовала процесс обучения сложным активным движениям, направленным на увеличение длины мышц задней поверхности бедра. Длина этих мышц была замеряна до и после выполнения движений с использованием теста Активного разгибания колена (Active Knee Extension Test).
РЕЗУЛЬТАТЫ: Группа, выполнявшая уроки «Осознавание через движение», показала значительно большее удлинение мышц задней поверхности бедра (+7.04 градуса) в сравнении с контрольной группой (+1.15 градусов).
ВЫВОДЫ: результаты показывают, что удлинение мышц может быть достигнуто посредством процесса активного движения, который не включает в себя растяжку. Дальнейшие исследования необходимы для изучения этих данных.
Нетц И. & Лидор, Р. (2003). Изменения настроения в случае применения аэробных либо осознанных упражнений. Журнал психологии: междисциплинарной и прикладной (Netz, Y., & Lidor, R. (2003). Mood alterations in mindful versus aerobic exercise modes. Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied, 137(5), 405-419)
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/14629072/
Результаты последних исследований в целом показали улучшение настроения после выполнения аэробных упражнений. Однако лишь некоторые исследователи производили сравнение осознанных упражнений с аэробными упражнениями для оценки эффекта от применения одной сессии тех и других упражнений на настроение. В настоящем исследовании авторы оценили тревожность, депрессивное настроение и субъективное состояние благополучия до и после класса следующих видов занятий: йоги, Фельденкрайза (урока Осознавания через движение), аэробики и плавания; компьютерный класс служил в качестве контрольного вида активности.
В исследовании принимали участие 147 женщин, преподавателей физического обучения и общеобразовательных дисциплин (средний возраст 40.15 лет), добровольно записавшихся на годичную программу повышения квалификации в колледж физического воспитания. Анализ повторных изменений показал улучшение настроения после уроков Фельденкрайза, плавания и йоги, но не после аэробики или компьютерных уроков. Осознанная деятельность с низкой нагрузкой, также как и аэробная активность, улучшала настроение после 1 сессии упражнений. Автор заявляет, что необходимы дополнительные исследования влияния осознанной активности, такой как метод Фельденкрайза и йога, на улучшение настроения. (PsycINFO Database Record (c) 2010 APA) (реферативный журнал)
Керр Г.А., Котинья Ф., Кольт Г.С., (2002). Тревожность и уроки «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза. Журнал работы с телом и двигательных видов терапии. (Kerr, G. A., Kotynia, F., & Kolt, G. S. (2002). FELDENKRAIS awareness through movement and state anxiety. Journal of Bodywork & Movement Therapies, 6(2), 102-107)
http://www.bodyworkmovementtherapies.com/article/S1360-8592%2801%2990274-8/abstract
Изучались возможности метода Фельденкрайза по уменьшению тревожности, в частности одиночный урок Осознавание через движение и 10-недельная программа таких уроков. Добровольные участники программы занимались 1 час в неделю в течение 10 недель. Те, кто отказался принимать участие в 10-недельной программе, могли использовать одиночный часовой урок во время пятой недели.
Участники были разделены на две группы, новые и возвратившиеся студенты, в зависимости от предыдущего опыта использования уроков Осознавания через движение. Участники использовали опросник «Состояния и свойства тревожности» (Spielberger и др. 1983) перед началом первого урока (неделя 1—T1), сразу до и после пятого урока (неделя 5—T2 и T3), и после заключительного урока (неделя 10—T4).
Исследования показали, что оценки тревожности значительно уменьшились после одиночного урока (Т2 Т3) и для новых (количеством 13 человек) и для возвратившихся (количеством 42 человека) студентов. Кроме того, оценки тревожности были значительно меньше для после 10-недельной программы (Т4) в сравнении с первоначальными оценками (Т1) для новых (количеством 3 человека) и возвратившихся (количеством 42 человека) студентов, причем новые студенты ощущали значительно большее уменьшение тревожности, чем возвратившиеся студенты. Эти данные могут быть интерпретированы в качестве дальнейшего обоснования эффективности метода Фельденкрайза для уменьшения состояния тревожности.
Буканан П.А., Вардаксис В.Г. (2000). Влияние уроков Осознавание через движение метода Фельденкрайза на баланс при стоянии. Журнал спортивной тренировки, 35(2). (Buchanan, P. A., & Vardaxis, V. G. (2000). Effects of Feldenkrais Awareness Through Movement on balance during standing. Journal of Athletic Training, 35(2))
Это было рандомизированное контролируемое исследование для изучения влияния метода Фельденкрайза на равновесие. 10 испытуемых женского пола принимали участие в серии из восьми уроков в течение 4 недель. Результаты показали улучшение равновесия и контроля над осанкой.
Данн П.А., Роджерс Д.К., (2000). Сенсорное воображение и дотягивание вперед вытянутой рукой. Перцептуальные и моторные навыки, 91(3, Pt 1), 755-757 (Dunn, P. A., & Rogers, D. K. (2000). Feldenkrais sensory imagery and forward reach. Perceptual and motor skills, 91(3, Pt 1), 755-757)
http://www.amsciepub.com/doi/abs/10.2466/pms.2000.91.3.755
Чтобы оценить эффект сенсорного воображения на последующие движения был использован урок Фельденкрайза по воображению движения мягкой рисовальной кисти по одной стороне тела (без настоящего движения). В нем принимали участие 12 студентов (возрастом от 18 до 28 лет). Сгибание вперед для каждой стороны тела было измерено при помощи «sit-and-reach box» (тест на вытягивание в положении сидя). У 8 и 10 студентов, сообщавших о том, что одна сторона после урока воспринималась как более длинная и легкая, также наблюдалось значительное увеличение диапазона сгибания вперед на этой стороне. (PsycINFO Database Record (c) 2010 APA)
Кольт Г.С., МакКонвилл Дж.К. (2000) Влияние программы уроков «Осознавание через движение» на тревожность. Журнал работы с телом и двигательных видов терапии. (Kolt, G. S., & McConville, J. C. (2000). The effects of a FELDENKRAIS Awareness Through Movement program on state anxiety. Journal of Bodywork & Movement Therapies, 4(3), 216-220)
Влияние программы уроков Осознавание через движение и релаксационных методов было оценено на 54 студентах физиотерапевтического отделения в течение 2-х недельного периода. Участники были случайным образом распределены в группу метода Фельденкрайза, релаксационную группу и контрольную группу (без какого-либо вмешательства). Тревожность оценивалась при помощи теста Спокойствия-Тревожности биполярной формы оценки показателей настроения (Lorr & McNair 1982) в 4-х случаях: до первого занятия, перед четвертым занятием, после четвертого занятия и через день после четвертого занятия. Анализ изменений показал, что оценки тревожности для всех групп значительно менялись в течение времени, и, в частности, что участники показали более низкие оценки после окончания четвертого занятия. В сравнении с контрольной группой женщины из Фельденкрайз-группы и релаксационной группы сообщали о значительном более низких оценках после четвертой сессии (если сравнивать оценки перед 4-й сессией), и такое снижение сохранялось день спустя. Эти данные могут служить в качестве предварительного доказательства эффективности метода Фельденкрайза и релаксационных процедур для снижения тревожности.
Буканан П., Телен Е. (1999). Изменение поведения стоя: сравнение влияния уроков Осознавание через движение метода Фельденкрайза, релаксации и растяжки на постуральный контроль. (Buchanan, P., & Thelen, E. (1999). Changing standing behaviour: a comparison of Feldenkrais Awareness Through Movement, relaxation and stretching on postural control. Paper presented at the Annual Conference of the Feldenkrais Guild of North America)
Одиночный урок Осознавания через движение влияет на многие параметры осанки в положении стоя в сравнении с подобными мерами по удлинению путем растяжки или релаксации.
Джексон-Виятт О., Гула Д., Кирета А., Стивс М. (1992) Влияние тренировочной программы Фельденкрайз-практиков на моторные способности. Видеоанализ. Физическая терапия, 72, 6. (Jackson-Wyatt, O., Gula, D., Kireta, A., & Steeves, M. (1992). Effects of Feldenkrais Practitioner Training Program on Motor Ability. A video-analysis. Physical Therapy, 72, 6)
Целью данного исследования было описание влияния 8-недельной программы подготовки Фельденкрайз-практиков (FPTP) на моторные способности. Для измерения моторных способностей в данном исследовании служил вертикальный прыжок. Анализируемыми параметрами вертикального прыжка были смещение центра масс, максимальная скорость, работа, линейное ускорение и сила. В работе принимала участие одна испытуемая, квазиэкспериментально с использованием ретроактивной парадигмы. Испытуемая, женщина, описывала себя как неактивная (аэробная активность меньше чем раз в неделю). Во время исследования она принимала участие в занятиях по подготовке Фельденкрайз-практиков 2-го года обучения, пять дней в неделю, 5-6 часов в день в течение 8 недель. Съемка производилась 4 раза (первый раз для знакомства с протоколом исследования, до тренировки, через 4 недели после начала тренировки и в последний день тренировки). Использовалась камера Panasonic 5100 с выдержкой 1/1000. Пиковая скорость расчитывалась напрямую при помощи программного обеспечения для анализа видео. Эталонные уравнения использовались для расчета смещения центра масс, работы, линейного ускорения и силы. Результаты показали увеличение на 94% смещения центра масс, увеличение скорости на 29,9%, увеличение работы на 89.6%, максимальное линейное ускорение приходилось ближе к желательной точке максимальной эффективности во время выполнения прыжка, сила увеличилась на 43.6%. Испытуемая была проинструктирована выполнять прыжок только во время записи видео. Результаты после 8 недель программы подготовки Фельденкрайз-практиков показали резкое улучшение эффективности вертикального прыжка. Метод Фельденкрайза может быть полезной альтернативой улучшения моторных способностей для вертикального прыжка.
Рут С., Кегеррейс С. (1992) Облегчение сгибания шеи с использованием метода Фельденкрайза: осознавание через движение. Журнал ортопедической и спортивной физической терапии. (Ruth, S., & Kegerreis, S. (1992). Facilitating cervical flexion using a Feldenkrais method: awareness through movement. Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy, 16(1), 25-29)
Метод Фельденкрайза завоевывает популярность и все чаще используются физическими терапевтами, что показывает необходимость в научном обосновании его применения. Целью данного исследования было количественное измерение результатов урока Осознавание через движение, включающего в себя задачу по сгибанию шеи. В исследовании принимали участие 30 нормальных испытуемых для того, чтобы определить, приводит ли последовательность из урока Осознавание через движение к увеличению диапазона сгибания шеи и значительному снижению воспринимаемого усилия для выполнения этого действия после занятия. Измерения диапазона движения шеи проводились при помощи гониометра (угломерного прибора) с гравитационным принципом действия. Испытуемые отмечали ощущаемые усилия на визуальной аналоговой шкале.
Данные о диапазоне движения были проанализирован при помощи однонаправленного дисперсионного вариационного анализа.
Данные визуальной аналоговой шкалы были проанализированы при помощи теста Mann-Whitney U. Данные анализа подтвердили обе гипотезы. На основании этих данных дальнейшее исследование применения метода Фельденкрайза при лечении выглядит целесообразным.
Браун Е., Кеггерис С. (1991). Электромиографическая активность мускулатуры тела во время урока Осознавание через движение метода Фельденкрайза. Изокинетика и исследование упражнений. 1(4), 216-221 (Brown, E., & Kegerreis, S. (1991). Electromyographic activity of trunk musculature during a Feldenkrais Awareness Through Movement Lesson. Isokinetics and Exercise Science., 1(4), 216-221)
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1360859299800102
Целью данного исследования было (1) определить, создает ли техника Осознавания через движение метода Фельденкрайза измеряемые физиологические изменения в мышечной активности, (2) определить, присутствует ли восприятие такого физологического изменения, и (3) определить, может ли изменение в восприятии быть вызвано в результате внушения, представления мысленного образа или визуализации. 21 испытуемый были разделены на две группы. Обе группы выполняли уроки метода Фельденкрайза. В контрольной группе внушение, мысленные образы и визуализационные подсказки были убраны из уроков. Электромиографическая активность (ЭМГ) регистрировалась во время движений на сгибание при помощи поверхностных электродов, размещенных над поясничными околопозвоночными мышцами с левой стороны возле позвоноков L1-L5 и над правой внешней косой мышцей. После ЭМГ-тестирования проводились измерения воспринимаемого усилия (RPE). Были проведены коррелирующие тесты для выявления существенных различий внутри каждой группы, тесты с малой выборкой проводились для выявления существенных различий между двумя группами. Результаты показывают существенное различие в активности ЭМГ сгибателей и значений воспринимаемых усилий RPE внутри каждой группы, однако, между группами значительных различий не наблюдалось.
Результаты указывают на следующие выводы: (1) метод Фельденкрайза вызывает изменение в величине мышечной активности, необходимой для выполнения двигательной задачи, что видно по ЭМГ (2) наблюдается изменение в восприятии мышечной активности (3) восприятие изменения не является прямым результатом внушения, применения мысленных образов или визуализации. Данное исследование подтверждает клиническое использование метода Фельденкрайза для улучшения внимания к изменениям мышечной активности при движениях и для восприятия осанки.
Сарасвати С. (1989). Исследование постуральных мышц человека и респираторных движений. Неопубликованная магистерская диссертация, Университет Нового Южного Уэльса, Новый Южный Уэльс, Австралия (Saraswati, S. (1989). Investigation of Human Postural Muscles and Respiratory Movements. Unpublished Master’s Thesis, University of New South Wales, New South Wales, Australia)
Данное исследование было произведено для оценки взаимодействия респираторных движений, активности постуральных мышц и кинестезии у различных групп испытуемых. Целью было увидеть, влияет ли улучшение функционирования постуральных мышц (разгибателей спины) при стоянии на респираторные движения. В первой серии экспериментов были произведены измерения испытуемых из контрольной группы для последующего сравнения их с испытуемыми из экспериментальной группы, измеренными другими экспериментаторами этой же лаборатории. Во второй серии экспериментов респираторные движения и ЭМГ постуральных мышц была измерена у 13 испытуемых из экспериментальной группы и 9 из контрольной группы до и после месяца занятий техниками, которые увеличивают осознавание движения и осанки (метод Фельденкрайза) и месяца обычной активности соответственно. В третьей серии экспериментов респираторные движения, ЭМГ постуральных мышц и кинестезия были протестированы у 21 «нетренированного» испытуемого до и после занятий по аудиозаписи, которая направляла внимание занимающегося на движения тела. Шесть контрольных испытуемых смотрели документальный фильм.
Была создана пневмографическая система с использованием силиконовой трубки и проводящего геля для измерения респираторных движений на трех уровнях тела: верхняя часть грудной клетки, реберная дуга и живот. ЭМГ измерялась на прямой мышце живота (rectus abdominis), разгибающих мышцах спины (erector spinae) и наружной косой мышце живота. Кинестезия измерялась при помощи тестов сопоставления угла сгибания локтя и сопоставления веса. Наблюдалась линейная зависимость между ИЭМГ и действующей силой (p<0.001), а также между респираторными движениями на трех уровнях и выдыхаемым объемом (p<0.001).
Результаты второй серии экспериментов показали, что испытуемые из экспериментальной группы увеличили респираторные движения на уровне живота. У них значительно увеличилась активность ЭМГ мышц-разгибателей спины (p<0.02). У них также значительно увеличилась максимальная объемная скорость выдоха (p<0.02). Испытуемые из контрольной группы показали уменьшение респираторных движений на уровне верха грудной клетки и живота.
В третьей серии экспериментов у испытуемых из экспериментальной группы значительно увеличились абдоминальные движения после выполнения действий, озвученных на аудиозаписи, как в положении стоя (p<0.05), так и положении лежа (p<0.05). Это коррелировало с увеличенной активностью ЭМГ мышц-разгибателей спины. В контрольной группе абдоминальные движения значительно снизились (p<0.02).
В серии экспериментов наблюдалась тенденция к улучшению остроты кинестетического восприятия у испытуемых из экспериментальной группы, у испытуемых в контрольной группе острота кинестетического восприятия снижалась.
Результаты показывают, что существует связь между увеличением использования распрямляющих мышц спины и более медленным и глубоким дыханием в состоянии покоя. Более медленное дыхание может иметь физиологические и психологическое значение.