Стандарты практики метода Фельденкрайза (часть 2)


Продолжение. Доступна первая часть.

Секция 2: Чем не является метод Фельденкрайза

1. Метод не является медицинской или терапевтической техникой, а также массажем. Работу по методу Фельденкрайза — это процесс обучения.
2. В процессе работы практик метода не имеет сексуальных намерений к клиенту и не дотрагивается до интимных зон клиента.
3. Химические или механические приспособления не используются в практике метода.

Секция 3. Что знает, понимает и применяет практик в процессе работы по методу

Практик/тренер:

1. Понимает, что все действия в методе Фельденкрайза есть продукт опыта и мышления, первоначально разработанный Моше Фельденкрайзом, и структурированый в ходе обучения на профессиональной тренировочной программе. Все способы выражения метода Фельденкрайза, проявляющиеся в применении и разработке уроков Осознавания через движения или при выполнении сеансов Функциональной интеграции, представляют собой этот способ мышления.

2. Является достаточно сенсорно чувствительным к взаимозависимости ощущений, мышления и чувств, которые составляют собой человеческую активность, и распознает, что изменения в движении влияют на все эти факторы.

3. Понимает суть, стратегии конструирования и принципы процедур Функциональной интеграции и уроков Осознавания через движение. Это понимание может быть выраженным явно и/или подразумеваемым.

4. Понимает эффективность и может передать основные принципы обучения по методу Фельденкрайза в процессе выполнения уроков Осознавания через движение, такие как:

  • ориентация на процесс обучения и выполнения действия, вместо работы на достижение результата
  • использование медленных, мягких движений
  • направление осознавания на замечание и ощущение различий и восприятие целых взаимосвязанных паттернов в движении
  • разрешение обучаемому находить его/ее собственный способ выполнения урока
  • направление обучаемого на движение в безопасных пределах, избегая боли и напряжения

5. При индивидуальной работе практик взаимодействует с обучаемым с первого контакта и беседы таким образом, который приводит к созданию уроков Функциональной интеграции для нужд клиента в соответствии с указанными выше принципами. Это означает, что практик/тренер знает, как перевести тот способ, которым обучаемый выражает свои проблемы, в образ мышления в соответствии с методом Фельденкрайза.

6. Понимает различия между решением проблемы, которую имеет обучаемый, и вызовом реакции, направленной на создание новых способов понимания, распознавание ощущений, чувств и движений.

7. Отличает обучение, направленное на получение определенного навыка или функции, и обучение тому, как находить новые стратегии и возможности в соответствии с намерениями в конкретном окружении

8. Использует свой голос, тело и поведение в отношении обучаемого таким образом, чтобы создать поддерживающее окружение для обучения

9. Постоянно реорганизует себя в соответствии с наблюдаемыми изменениями у обучаемого в процессе уроков Осознавания через движения и Функциональной интеграции.

10. Осуществляет контакт с другим человеком посредством прикосновения, которое по своей сути имеет поддерживающий, нетравматичный и некорректирующий характер.

11. Организует свои движения в соответствии с теми направлениями, по которым движения обучаемого выполняются наиболее легко.

12. Понимает, когда обучаемому дается поддержка, когда качество его движения улучшается, когда функция становится более интегрированной.

13. Изменяет свою самоорганизацию таким образом, чтобы вызвать у обучаемого ощущение большего комфорта, раскрыть его способности к обучению и новым возможностям функционирования.

14. Имеет необходимые навыки для развития у обучаемого способностей к саморегуляции на основе полученного им в процессе занятий опыта.

15. Определяет, каким паттернам движений должен обучиться человек, чтобы освоить определенные функции.

16. Определяет различия между более и менее эффективно выполняемым действием, осознает присутствие посторонних усилий и может почувствовать, где обучаемый прилагает ненужные усилия в тех действиях, которые он намерен выполнить.

17. Определяет изменения в мышечных паттернах, конфигурации скелета, дыхания и сигналов автономной нервной системы в самом себе и обучаемом.

18. Распознает основные изменения в тонусе мышц тела обучаемого и, что более важно, знает как обнаруживать эти изменения путем увеличения собственной сензитивности, когда это необходимо.

19. Чувствителен к объему работы, который обучаемый может получить в течение урока, и соответствующим образом регулирует интенсивность и длительность каждой сессии.

20. Может обсуждать и описывать другим, каковы его/ее намерения во время или после урока Функциональной интеграции.

21. Организует уроки Функциональной интеграции, понимая и символические, и биомеханические аспекты самовыражения и то, как они связаны между собой.

22. Самое важное: понимает, каким образом обучается он сам/сама.

Секция 4: Организация процесса в методе Фельденкрайза

1. В основе метода Фельденкрайза лежит состояние ума, которое поощряет процесс исследования, а не которое стремится к определенному результату. Практик и обучаемый объединяются для исследования и увеличения осознавания, необходимого для улучшения функционирования обучаемого.

2. Нижеследующие вопросы являются уникальными координатами метода Фельденкрайза. Собранные вместе как совокупность, они отражают уникальные особенности метода. Практик обучает методу Фельденкрайза, переводя ответы на эти вопросы в действия, в независимости от того, задаются ли эти вопросы в прямой форме или неявным образом.

3. Эти вопросы могут никогда не быть озвучены практиком метода, они скорее обрамляют канву мышления, которая иногда может проявляться в устной форме, и данные вопросы могут быть обращены практиком к себе или другому человеку напрямую.

Вопросы, которые практик/тренер обращает к себе:

  1. Как я представляю себя по отношению к обучаемому?
  2. Что я могу сделать, чтобы улучшить взаимопонимание с моим учеником?
  3. Что я должен сделать, чтобы создать обстановку для обучения для любого из уроков?
  4. Как я организую себя, чтобы вступить в контакт с другим человеком?
  5. Как я организую себя, чтобы быть более чувствительным (для обратной связи)?
  6. Как я организован для коммуникации и действий (для прямой связи)?
  7. Что я могу сделать, чтобы коммуникация была легкой и поддерживающей для моего ученика?
  8. Что я должен делать, чтобы вызвать ответную реакцию у ученика и при этом не быть слишком директивным?
  9. Каким образом я могу работать, чтобы мое намерение было ясным и при этом не навязывалось ученику?
  10. Какие чувства вызываются во мне во время работы с обучаемым и как это влияет на мои действия?

Вопросы, относящиеся к наблюдению за обучаемым:

  1. Как я могу обнаружить нужды или желания моего ученика и как я могу организовать себя для того, чтобы ответить на них?
  2. Каковы успехи обучаемого в его/ее жизни или в определенных важных для него действиях в жизни?
  3. Если обучаемый не чувствует себя успешным, чувствовал ли он себя таковым ранее и каким образом организовывал(а) себя для этого в прошлом?
  4. На какие особенности этого человека, отражающие его нужды, я могу обратить внимание, т.е. каково состояние одной стороны по сравнению с другой, высокий и низкий тонус мышц, взаимодействие с другими людьми и т.д.
  5. Как я могу видеть, чувствовать и ощущать, чтобы это помогло мне обнаружить для себя и для обучаемого паттерн, который сейчас у него/нее имеется? И как я могу почувствовать и раскрыть направление, в котором этот человек может сейчас двигаться, исходя из текущего паттерна его организации.
  6. Что я могу почувствовать, увидеть или ощутить такое, что поможет мне направить обучаемого в направлении, способствующем лучшему обучению и раскрытию его способностей?
  7. Как я могу определить, что пропущено или оставлено без внимания в образе себя данного ученика, и как это раскрывается в его теле?

Когнитивные вопросы, которые задает себе практик/тренер:

  1. Что делает и не делает обучаемый для выполнения своих намерений в жизни?
  2. Как я могу найти, что хочет обучаемый в контексте своей жизни? Какая функция или функции в этом могут быть задействованы?
  3. Какие последовательности движений могут быть организованы вокруг определенной темы, что способствовало бы получению обучающего опыта относительно пропущенной или оставленной без внимания части образа себя у данного ученика?
  4. Какие уроки наиболее подходят для нужд этого человека?
  5. Существует ли главная функция, которую я хотел бы поисследовать со своим учеником, и какие шаги необходимы для того, чтобы начать ее исследовать?
  6. Какие возможности движения и/или какие функции требуются развить до того, как начать работать с функцией, которую я хочу восстановить?
  7. Что данный ученик может изучить прямо сейчас? Каковы временные рамки для его/ее обучения и что необходимо для углубления этого обучения?
  8. Какие различия мне нужно провести, какие категории и абстракции использовать для того, чтобы продолжать свое обучение и обучение моего ученика?

К списку статей