Увлекательные стопы. Понимая основы нашего движения — Интервью с Джеффом Хэллером


Какое отношение имеют стопы к нашему отношению к гравитации и нашей вертикальной организации? В данном интервью Джефф Хэллер расскажет об этом вопросе.

 

Источник: youtube (33 мин). 07.07.2021

 

Время чтения: ~27 мин

Меня зовут Юлия и я работаю в команде по связям с общественностью Гильдии Фельденкрайза Северной Америки. Сегодня я рада представить вам Джеффа Хэллера, который является очень известным тренером Фельденкрайза, учителем метода Фельденкрайза, «учителем учителей». Он окончил тренинг Amherst в 1983 году, я полагаю, и учился непосредственно у Моше Фельденкрайза. Я лично наблюдала за ним, когда он приезжал в Вашингтон, Колумбия. Я наблюдала, как он давал уроки FI, и он очень интересно работал со стопами.

Я подумала, что хотела бы спросить его: почему вы решили работать с людьми таким образом, через стопы? Как вы заинтересовались этим? Так что тема этого разговора, очевидно, «стопы».

Отлично. Есть две основные причины, почему меня интересуют стопы:

Первая основная причина заключается в том, что доктор Фельденкрайз говорил о хорошей осанке как способности двигаться в любом направлении без подготовки или задержки — и я всегда делаю дополнение к этому, что осанка определяется тем, насколько конкретны мы в наших взаимоотношениях с поверхностью, от которой мы двигаемся.

Другими словами, когда мы стоим, если мне не действительно совершенно ясно, где я нахожу точки, в которых я поддерживаю себя от земли или я не использую свои стопы должным образом, тогда моя мускулатура должна быть задействована, чтобы удерживать меня от падения. Я нахожусь под влиянием гравитации, гравитация притягивает меня к земле, я использую свою мускулатуру таким образом, который неэффективен. Это одна причина.

Другая причина — это… Я всегда спрашиваю людей: для чего у нас скелет? Эта причина очень-очень проста. Вы можете сесть и подумать секунду, но большинство людей отвечает: для поддержки или чтобы у вас был каркас — такого рода вещи.

Но в конечном итоге скелет у нас для того, чтобы отменять силу тяжести.

В поле силы тяжести есть нисходящая сила к земле, но также, так как с другой стороны мир эластичен (хотя он нам не кажется таковым), есть эластичные силы которые идут от земли, и мы учимся использовать эти силы проходить через наш скелет, так что мы учимся отменять действие силы тяжести: силы, идущие вверх, уравновешивают силы, идущие вниз, и это дает нам опыт возможности движения с легкостью и эффективностью, грацией и непринужденностью, когда мы подходим к конкретно такому состоянию самоорганизации.

Так что я работаю со стопами много, именно потому что от них мы учимся, как находить это ощущение поддержки и возможность в действительности задействовать поверхность таким образом, чтобы это шло нам на пользу.

Мы учимся поднимать себя от земли, а не падать на землю. Мы учимся находить землю как точку поддержки. Земля предоставляет нам возможности, которые по большей части, если мы этому не учимся, мы теряем. Поэтому мы используем стопы…

Я имею в виду, например, я работаю много с людьми, у которых больные спины и больные плечи. И часто мы обнаружим, что эти люди проводят большую свою жизнь, просто «падая» в себя.

И если я немного сгибаю спину и «падаю» в себя, мои плечи выдвигаются вперед, а затем я пытаюсь поднять руку… Я не могу по-настоящему что-то изменить и помочь человеку по-настоящему понять, как эффективно использовать свои плечи, пока он не найдет эффективное использование своего скелета. И все это всегда зависит от получения конкретной поддержки на более высоком уровне.

Если поддержка не присутствует, мускулатура должна компенсировать это. А если у вас присутствуют компенсации — нет легкости.

Если у вас присутствуют компенсации — нет легкости.

То есть вы говорите об осанке человека в целом. Что означает быть поддерживаем стопами? Вы имеете в виду своды? Вы имеете в виду их мобильность?

Вопрос в том… когда вы посмотрите на стопу в ней есть три свода. Вопрос в том, как мы используем эти своды.

Итак, есть длинный свод, который идет от пятки практически до четвертого пальца, до головки плюсневой кости четвертого пальца. Это самый длинный свод в вашей стопе. Есть медиальный свод, который находится на внутреннем крае вашей стопы, и, конечно, есть поперечный свод, который, если вы посмотрите на подошву стопы, создает своего рода туннель внутри стопы. (Иллюстрации к строению стопы. В целом число продольных сводов 5, по количеству пальцев, но некоторые объединяют как один. В данном случае такое разделение подчеркивает опору в стопе на 3 основные точки — прим. пер.)

Вопрос в том, как использовать своды последовательно таким образом, чтобы ваш скелет был организован.

Для нас важно понимать, что одной из составляющих функционирования нашей двигательной системы и моторных аспектов работы нашего мозга является процесс, которым мы организуем скелет для действия. Не вдаваясь в подробности, по сути, первые мышечные волокна, которые иннервируются, когда мы начинаем действие, иннервируются, чтобы на самом деле двигать и приготовить скелет для действия.

И здесь есть вопрос в том, как мы используем образы о самих себе внутри себя, как мы можем развивать и совершенствовать эти образы, чтобы мы распространяли нужную для нас информацию для перемещения нашего скелета с действительно высокой степенью точности.

Итак, нам нужно найти применение сводам наших стоп, что означает, прежде всего, выяснить, как использовать длинный свод, который проходит от пятки до безымянного пальца. Этот свод является фундаментом для двух других сводов. Одна из костей в этой дуге называется кубовидной, и когда ваша стопа хорошо организована, и вы научились как организовать ваши стопы должным образом, кубовидная кость буквально находится под средней дугой. Речь о костях в вашей стопе, которые поднимают и помогают создавать медиальный и поперечный своды. Это вопрос о том, чтобы по-настоящему научиться использовать основания наших стоп.

В этой теме есть утверждение, которое терзало меня в течение многих лет. Кости стопы

На тренинге в Амхерсте, где я обучался у Моше, он однажды сказал (это была своего рода ремарка): «При ходьбе мы находим головку четвертой плюсневой кости». И мой вопрос был, во-первых: «Что за, черт возьми, четвертая плюсневая кость и где она находится?». А во-вторых: «Почему Моше так настаивал на том, чтобы найти при ходьбе головку четвертой плюсневой кости?».

Затем он сказал: «Ходьба выполняется таким образом, что у вас возникало ощущение, что вы ходите как колесо».

Всегда есть процесс постановки вашей ноги на землю, затем нога, стоящая на земле, постоянно перемещается назад, позади вас. И в то время, когда она оказывается позади вас, вы пользуетесь преимуществами самой важной части всего колеса — взаимоотношением с землей. Многие люди скажут, что основное — в усилиях, передаваемых от оси, но нет, если у вас нет отношений с землей… вы не хотите иметь плохие шины в день, когда дорога обледенела. Вы хотите иметь шины, способные на самом деле сцепляться с грунтом.

Итак, вопрос в том, как нам использовать это взаимодействие с землей с наибольшей выгодой для себя?

Если я использую свои ноги таким образом, что «падаю» в них, то вся моя система должна защищать меня от дальнейшего падения. Это означает, что вся моя система затем теряет… Мой мышечный тонус повышается значительно, чтобы предотвращать падение, и именно этого мышечного тонуса мне не достает для простого действия по перемещению туда, куда я хочу двигаться.

Мы хотим быть эффективными, мы хотим иметь максимально простую и элегантную организацию в рамках нашего скелета. Так что в любой момент времени мы можем двигаться: мы можем обернуться вокруг себя, наша голова находится на максимально возможной высоте, все наши телерецепторы доступны, и у нас есть ощущение, что мы элегантны и есть легкость. Наше дыхание становится легким, ощущение свободы в суставах становится более отчетливым, и мы можем испытать ощущение доступности потенциальных возможностей [potency].

Итак, я говорил о том, насколько важен четкий контакт скелета, который вы устанавливаете с землей, он влияет на степень алертности, наличие ощущения присутствия в моменте. Ощущение, что ты доступен. Я недоступен, если погружен в себя, сила тяжести удерживает меня и мир окутал меня. Я не внимателен к текущему моменту так, как когда если бы я действительно мог найти внутреннее ощущение, что скелет поддерживает меня.

Вообще, это непросто — найти опору в скелете. Это из-за того, что вы не можете почувствовать свой скелет непосредственно. В вашем мозгу нет представления о вашем скелете.

Это означает, что ваше ощущение собственного скелета — это подразумеваемое ощущение. Вы обнаружите, что когда вы пробуждены и алертны, что ваш скелет на самом деле поддерживает вас. Вы откроете, что когда вы прилагаете минимум усилий, чтобы поддерживать себя, тогда вы знаете, что ваш скелет — там.

Но если вы грузны или у вас есть ощущение, что вы шаркаете, или ощущение, что с каждым вашим шагом вы «падаете» в себя, очевидно, что вы не обладаете этим особым качеством вовлеченности вашего скелета.

И как по вашему мнению метод Фельденкрайза может помочь в этом повышении эффективности?

Я считаю, что метод Фельденкрайза не только… Люди считают метод Фельденкрайза работой, связанной с движением — и это правда. Но для меня, и это мой личный взгляд на этот вопрос, метод Фельденкрайза о внимательности. Метод Фельденкрайза — об организации эволюционного аспекта, префронтальной коры нашего мозга, для того, чтобы человек вышел на высокий уровень внимательности.

Префронтальная кора — это наше эволюционное преимущество. Она заинтересована в новизне, любопытстве, воображении, спонтанности и ее самым большим отличием является то, что она может проводить высокоуровневые различия. Она может различать.

И поэтому когда мы работаем по методу Фельденкрайза, мы используем очень конкретный процесс, который происходит между движением и ощущением того, как мы двигаемся. Мы учимся использовать свое внимание особым образом.

Просто потому, что мы используем свое внимание таким образом, мы можем начать наблюдать за нашими намерениями. Когда вы наблюдаете и различаете в своем намерении, что производит ваше внимание, то, как оно распространяет информацию для вашего действия, то затем вы получаете цикл обратной связи сенсорной информации о том, что вы делаете.

Когда вы находитесь в этом цикле обратной связи от движения к ощущению, от движения к ощущению, вы можете начать различать, приятнее это или нет, легко это или нет, двигаетесь ли вы с большей легкостью и грацией или нет.

Вы можете начать избавляться от мышечных привычек, которые были у вас с тех пор, как вы приобрели вашу личную историю жизни, ваше наследство. Вы носите свое наследство так же, как вы носите свои мышечные привычки. Вы этим не связаны. Ваш мозг способен к изменениям, он обладает огромной способностью создавать новые вариации, новые матрицы движения и действия. Все это становится доступным для вас, чтобы жить трехмерно или многомерно в своей жизни, расширяя свое самоощущение.

Когда вы носите свой привычный тонус, именно так вы идентифицируете себя, именно так вы говорите: «Это тот, кто я есть». Но после действительно прекрасного урока Фельденкрайза вы встаете и осознаете, что каким-то образом та «куколка», тот «кокон», в котором вы были, раскрылся. У вас есть ощущение, что в вас что-то проявляется: какая-то ваша красота, какая-то готовность, какая-то возможность в мировоззрении.

Метод Фельденкрайза предоставляет нам возможность оказаться в этом новом потенциальном состоянии самих себя. Нам не обязательно надевать костюм нашей истории.

Это момент открытия — тот момент, когда мы начинаем раскрывать потенциал, который долгое время был скрыт внутри нас. Это означает, что у нас совершенно другой мышечный тонус, в котором мы находимся в этот период времени. Этот мышечный тонус задействует возможности вашего скелета. Каждый урок подводит вас к тому месту, где вы более эффективны. И вы не можете быть более эффективным, не уменьшив дополнительную нагрузку на себя.

Сколько раз после урока Фельденкрайза вам кажется, что вы «плывете» в этом мире? Вы не можете «плыть» над миром, когда идете, если вы «падаете» в самого себя.

Каждый урок будет предоставлять изменения тонуса и ощущения того, что мы организовали наш скелет.

[И еще один аспект:] когда урок выполняется действительно хорошо, он становится обратимым.

Что это означает на самом деле? В большинстве случаев в мире Фельденкрайза думают, что обратимое движение — это быть способным пройти обратно путем, которым вы пришли. Но это не определение обратимости у Моше. Обратимое движение — это такое движение, в котором в каждый отдельный момент времени, силы упругости проходят через ваш скелет и уравновешивают силы гравитации. Вы всегда в таком состоянии, что если остановить движение, то никакая работа не происходит. Это не перепрохождение пути, это не о падении на мгновение и затем прохождении по траектории. Это о движении и последовательном, беспрерывном нахождении поддержки от поверхности так, что в каждый момент времени тонус в вашей системе распределен равномерно.

Так что [обладая этим более широким пониманием] когда мы начинаем изучать элементы уроков ATM, мы находим гораздо более высокий уровень того, что значит быть более эффективными по отношению к себе. Мы убираем всю работу, которая не необходима и мы учимся действовать с настоящей легкостью и конечно, это то, где ваш скелет и есть. Вы понимаете это подразумеваемое ощущение, вы знаете, что вы задействуете скелет, потому что это легко. У вас есть поддержка. Вы организуете свою нервную систему таким образом, чтобы тонус, который вы используете в своей мускулатуре, помогает вашему скелету поддерживать вас.

Вы знаете это, вы почувствовали это. И тогда вопрос, как вы возьмете это подразумеваемое чувство, которое у вас есть, которое вы испытали, и перенесете это в свою жизнь, а не просто возвратитесь обратно в свое старое гравитационное поле. [Посыл в том,] как вам удастся продолжать вызывать это и привносить это чувство легкости и пробужденности в свою личную жизнь. Что-то в этом роде.

Ух ты, спасибо вам! Знаете, мне нравится метафора трансформации. Метаморфозы. И определенно это тема, с которой мы работаем, когда работаем с клиентами. И я думаю, что, вероятно, отказ от привычек тоже является ее частью.

Если вы спросите человека… если вы спросите нейрофизиолога, сколько времени требуется, чтобы избавиться от привычки, они ответят вам, что это занимает 150-ю долю секунды. Люди скажут: недели, месяцы, годы. Нет, в тот момент, когда вы обращаете внимание на то, что делаете, вы уже избавились от этой привычки. У вас больше нет такой привычки. Ваше внимание из префронтальной коры уже переключилось таким образом, что у вас это не вошло в привычку. Привычка вырабатывается бессознательно, мгновение за мгновением. Вы компульсивны — тогда вы в этой привычке. Но если вы обращаете внимание на то, что вы делаете, что вы чувствуете и как инициируется движение, то в тот момент, когда вы находитесь во внимании, у вас нет привычки. Вы алертны, бодрствуете и свободны исследовать своим вниманием, как формируется привычка. Вы не в привычке.

На изменение привычки уходит 150-я доля секунды, и самое смешное, что мы не знаем, что наш мозг устроен таким образом, чтобы изменить привычку за один раз. Нам не нужны годы практики. Базовые функциональные привычки, подобные этим, могут быть изменены за один момент наблюдения.

Что ж, это определенно очень многообещающе и оптимистично.

Когда Моше спросили, сколько времени требуется, чтобы изменить привычку, и он ответил: «О, очень много времени. Если только не 1) с осознаванием 2) с ясностью 3) без страсти и без усилий. Вы видите привычку, вы видите ее осознанно, с ясностью, без страсти, без эмоционального заряда и без усилий. Вы можете увидеть привычку, и тогда она может исчезнуть за один раз». Это цитата из Амхерста.

Мне нравится эта часть «без страсти». Я никогда раньше этого не слышала. Нейтралитет, я думаю.

Да, я имею в виду, что это особое качество открытости. Не быть заряженным… Когда мы находимся в состоянии такого внимания, лимбическая система, наше эмоциональное состояние, должна быть спокойной. Вы не сможете наблюдать с помощью высокоточного наблюдения, чтобы ощутить небольшие различия, если вы эмоционально заряжены.

Представьте, что вы пытаетесь решить математическую задачу, находясь на эмоциональном подъеме. Вам нужно бы вести себя тихо и невозмутимо.

Итак, внимание — это то, что модулирует лимбическую систему, оно модулирует эмоциональные центры, так что вы можете быть открыты для того, чтобы ощутить потенциал для перемен.

Это экстраординарная работа — эта работа [по-Фельденкрайзу]. Но это не то, о чем вы хотели меня спросить. Вы хотели задать мне еще один вопрос о стопах :)

Что ж, вернемся на тот путь. Что мне интересно: вы так долго работали с людьми, у вас была обширная частная практика. Изменились ли человеческие стопы за последние 20-30 лет?

Ну, я думаю, что произошло то, что обувь изменилась за эти годы. Я имею в виду, что мы прошли все эти этапы создания низких каблуков, а затем у нас появились встроенные арки и стельки для ног.

И что самое забавное в стельках, все думают, что самая важная часть — это те части, которые поддерживают медиальный свод. Это не важно; важно то, как стелька создает паттерн, с которым вы взаимодействуете с полом при ходьбе.

На самом деле, если вы посмотрите на свою стельку, там есть канал; он проходит от пятки до безымянного пальца ноги.

Правильная организация стопы при ходьбе заключается в том, чтобы двигаться от пятки к четвертому пальцу, а затем поперек подушечки стопы до самого последнего момента, когда вы остаетесь между первым и вторым пальцами.

Именно так устроена стопа, чтобы обеспечивать вам постоянную поддержку и равновесие.

Так вот, часто люди просто опираются на арочную опору, они падают на арочную опору. Они все равно падают «в»; они будут ожидать, что супинатор возьмет на себя мышечную работу за них, но это не изменит привычный для них неврологический паттерн ходьбы. И в конечном итоге они проходят через первый палец, прежде чем задействуют всю стопу.

Итак, вопрос в том, как вы научитесь на самом деле активировать и использовать всю стопу таким образом, чтобы она обеспечивала вам непрерывное продвижение? Таким образом, чтобы вы отрывались от земли, а не опускались на землю. И обеими ногами, одну ногу за другой. Это требует некоторой практики, потому что это не тот способ, которым мы учимся ходить.

И здесь я бы на самом деле поспорил с Фельденкрайзом. В своей книге «Тело и зрелое поведение» он описывает ходьбу. И если бы он был жив, то это было бы одной из областей, о которых я хотел бы поговорить с ним, потому что я верю, что есть лучшие способы найти продвижение: когда вы идете, когда вы стоите на передней ноге, я думаю, что есть момент, когда обе пятки фактически касаются земли. Фельденкрайз говорит, что когда вы становитесь на переднюю ногу, ваша задняя пятка уже находится в воздухе.

Но я так не думаю. Я думаю, что есть способ найти устойчивую опору на более длительный период времени и добиться гораздо более высокого уровня обратимости в том смысле, в каком вы ожидали бы от мастера тайцзицюань. То, как они могли двигаться вперед и назад, принимать давление в любой момент, и поэтому они скользили и «плавали» между стопами. Т.е. так, чтобы в любой момент вы могли вернуться к стопе сзади, и у вас была бы возможность всей стопой коснуться пола сзади и двигаться вперед.

И все же Моше на самом деле указывает на это в уроке, в котором он говорит о ходьбе задом наперед. Он говорит о ходьбе задом наперед таким образом: вы идете задом наперед и если бы у вас под пяткой был листок бумаги, вы бы коснулись бумаги, но вы не вдавливаете бумагу в землю. Другими словами, вы бы нашли организацию в своей стопе, где ваша нога соприкасалась бы и была доступна для движения как вперед, так и назад, но вы не падаете назад на пятку; вы не теряете равновесие, опускаясь назад на пятку, что значило бы, что вам нужно было восстановиться после этого.

Итак, Моше давал нам подсказки; вопрос в том, чтобы сложить эти подсказки воедино.

Самое забавное в Моше было то, что он не всегда был последователен в своем учении. Он не был последователен в своем послании; на одном уроке он скажет: «Нет, ваши руки не предназначены для отталкивания; поднимайтесь от своих рук, поднимайтесь от своих стоп», а затем на другом уроке он скажет: «Отталкивайтесь стопами, толкайтесь руками».

Т.е. его сообщение могло быть противоречивым; вопрос в том, какое основное послание вы захотите оставить своим ученикам, когда преподаете уроки ATM?

[Для меня] этот вопрос заключается в том: как у меня возникнет ощущение, что я элегантен?

У меня нет ощущения быть элегантным, когда я «падаю» в себя; это качество элегантности возникает из-за того, что я поднимаю себя от [поверхности] и испытываю легкость, непринужденность, алертность и чувство многомерности к себе.

Здесь так много всего; это идеал, к которому нужно стремиться.

Я бы не устремлялся к этому. Мы — Фельденкрайз-практики.

Я имею в виду, что на это уходят годы, честно говоря…

Да, я понимаю

…быть в этом процессе

Да, это процесс, но устремление содержит в себе все элементы усилия, которые мы пытаемся устранить.

Мы пытаемся вернуться к этому процессу внимания, а процесс внимания приводит к заданию вопросов. В этом конкретном процессе нет никакого устремления; это непрерывный процесс: «так, я просто сделал этот шаг и просто упал. Я провалился внутрь; я почувствовал, как мои своды развалились».

И теперь у меня есть идея, что мои своды должны быть таким образом, чтобы, когда они формируются, я мог поднять себя от земли. Как бы я это обнаружил?

Моше указал: «При ходьбе вы находите головку четвертой плюсневой кости». И у меня заняло годы, чтобы раскрыть, что он имел в виду. Годы. Это не было чем-то… Это стало просто предметом любопытства, что это означает.

Когда я ставлю ногу на пол или оставляю свою ногу позади и использую ее, чтобы продвигаться вперед, как я могу использовать свою стопу таким образом, чтобы она давала мне возможность быть обратимым? Это — основной принцип метода Фельденкрайза. А также — стабильным: что у меня есть руль, которым я могу двигать, и что я могу переходить с одной ноги на другую таким образом, что я мог повернуть движение вспять, но при этом я обладаю полной способностью легко поднимать себя.

[Возвращаясь к вопросу о стопах и современных тенденциях]

И благодаря тому, что мы делали на протяжении многих лет, мы многому научились.

Мы начинали с этих по-настоящему мягких туфель на каблуках, а потом внезапно узнали об ударе каблуком и обо всех тех силах, которые проходят через вас, когда вы бежите и ходите с сильным ударом каблуком.

А потом мы узнали о ходьбе на средней части стопы. Затем мы обратились к этим людям с пятью пальцами на ногах, и тогда мы поняли, что вся эта работа по приземлению на среднюю часть стопы начинает оказывать глубокое воздействие на ахиллово сухожилие.

Теперь мы возвращаемся к другим видам обуви, которые теперь стали раскачивающими: они раскачивают вас во время движения благодаря очень мягкой подошве.

Иными словами, в целом, мы ожидаем, что обувь обеспечит нам некоторый элемент организованности, который облегчит нам ситуацию с непониманием того, как по-настоящему использовать наши стопы.

И тогда возникает вопрос: как мне на самом деле научиться пользоваться своими стопами и продвигаться таким образом, чтобы получать удовольствие от ходьбы?

Это была такая насыщенная дискуссия. Я думаю, мне нужно будет пересмотреть ее пару раз, чтобы вникнуть во все детали. Есть ли у вас какие-нибудь заключительные слова для нашей аудитории? Какие-нибудь простые рекомендации, как начать двигаться в этом направлении?

Я думаю, что есть несколько замечательных уроков АТМ.

Урок «Переплетение пальцев ног» из-за того как вы должны расположить ноги, организовать себя и свести пальцы ног… Во время этого урока вы опрашиваете все способы ощущения себя: ваши ощущения от кожи, суставные ощущения, мышечные ощущения, фасциальные, эластичность фасций и взаимоотношения с рецепторами суставов — вся эта информация, которая помогает вам с ощущениями того, как вы организованы в пространстве, чтобы вам быть более алертными, когда вы в этой новой конфигурации для себя.

Весь этот процесс приглашает вас сделать с вашими стопами что? Что именно вы при этом делаете? Вы сводите большой палец с мизинцем. Это значит вы начинаете делать акцент на безымянном пальце и внешнем крае стопы.

Когда вы встаете после этого урока, вы переплели все пальцы… Вы можете cкрестить их сверху до низу. Но когда вы их переплели, ваши головки четвертых плюсневых костей тоже вместе, ваша система будет катиться таким образом, что когда вы встанете, будет спираль, от головок четвертых плюсневых костей и от пяток и она создаст деликатную спираль в ваши ноги и тазобедренные суставы вместо падения. Это противоположная спираль тому, если вы падаете в пронацию [стоп].

Еще один рекомендуемый урок — «Края стоп». Его я очень рекомендую. На этом уроке вы изучите края своих стоп и сможете найти способы повернуть латеральный свод вверх и под медиальный свод, подчеркивая соединение безымянного пальца с пяткой.

Есть много-много способов использовать уроки, которые подчеркивают нахождение настоящей поддержки, конкретной поддержки от поверхности на которой мы находимся, и особенно для наших стоп, чтобы найти действительно специфичную поддержку — так что когда мы стоим, мы стоим на самой высокой точке вашего скелета, а не проваливаемся внутрь себя.

Мы созданы для того, чтобы быть прямыми и способными без подготовки поворачиваться вокруг себя, делать шаги вперед и назад, а наша мышечная ткань и мышечный тонус организованы таким образом, чтобы постоянно легко поднимать себя, если мы желаем этого. Это не означает, что мы не можем опустить наш центр тяжести, конечно, но если вы желаете настоящего ощущения легкости и непринужденности, мы можем эволюционировать к этому.

Что ж, спасибо большое. Вы вдохновили меня пойти и «плыть» :)

Почему бы и нет :) Я имею в виду, что нет никаких причин не делать этого.

Это требует сознательного внимания, любопытства и постановки вопросов, но когда вы уделите внимание этим аспектам, вы откроете для себя интересные вещи и испытаете чувство легкости. Это вопрос внимания, вопрос сознательного внимания в течение определенного периода времени. Это сознательное внимание по большей части незнакомо большинству из нас, для постоянного внимания требуется некоторое время. Но когда вы это сделаете, вы обнаружите, что благодаря этому вниманию, и своим вопросам, и любопытству вы узнаете о себе много интересного.

В некотором смысле это будет важнее, чем ориентация на цель или достижение какого-то другого статуса. Ваш собственный внутренний опыт становится более важным, чем некоторые другие вещи, к которым стремятся люди.

Спасибо вам, большое спасибо, и я думаю, что нашей аудитории действительно понравится этот разговор.

Спасибо вам.


Еще по теме:

  • youtube-канал с короткими видео Фельденкрайз-практика Эндрю Гиббонса
  • DVD на сайте Джеффа Хэллера на тему ходьбы Perspectives on Walking ($349)