Предупреждение: эти занятия могут потребовать примерно такой же уровень физических возможностей как начальный уровень в йоге. Некоторые инструкции могут показаться вам неясными, несмотря на усилия сделать их понятными. В таком случае действуйте с умом!
Если урок выполняется корректно, вы не почувствуете никакой боли или дискомфорта. Если у вас есть проблемы со здоровьем, которые могут ухудшиться от движений или упражнений, обратитесь для консультации к специалисту.
Уроки по методу Фельденкрайза подразумевают выполнение занимающимся «особых» последовательностей движений.
Каждый урок направлен на определенную тему и составлен с учетом физиологии человеческого тела, а также понимания биомеханических основ движения, особенностей процессов развития человека и знания того, как движение может быть использовано в качестве средства для работы с нервной системы в различных случаях.
Цели выполнения уроков по методу Фельденкрайза разнообразны — это и нахождение и формирование более оптимального двигательного стереотипа, и изменение мышечного тонуса, там где это необходимо (устранение излишних напряжений из мышц или их тонизация), и развитие у обучающегося лучшего ощущения собственного тела вместе с пониманием того, как организуется движение.
Эффекты не ограничиваются лишь работой с телом на уровне «физики», но также могут проявляться на уровне эмоциональных, психологических, интеллектуальных изменений — в зависимости от подбираемых уроков и тех задач, на решение которых направлена работа по методу, а также от индивидуальных особенностей в каждом конкретном случае.
Уроки лучше рассматривать как ситуацию, во время которой человеку предоставляются возможности для исследования и создания изменений, а также их интеграции, а не как физическое упражнение.
Во время занятий старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
1. Подготовьте удобное пространство.
Многие уроки выполняются на коврике или сложенном одеяле на полу. Должно быть достаточно пространства, чтобы раздвинуть руки и ноги в любом направлении вокруг вас.
Нужна довольно мягкая поверхность, которая смягчит ощущение прикосновения костей с полом и в то же время позволит четко чувствовать пол и себя на нем.
2. Выполняйте каждое движение медленно и спокойно.
Боль, напряжение и спешка во время занятий являются контр-продуктивными и уменьшат или даже полностью исключат смысл занятий.
Движения в уроках не являются упражнениями, которые нужно выполнять быстро, на счет или автоматически. Повторяйте каждое движение медленно, обычно не быстрее чем скорость цикла спокойного дыхания.
Ощущайте ваше движение, чувствуйте как ваше намерение воплощается в действие. Если вы быстро переместите часть тела из точки А в точку Б, вы не очень многое сможете распознать. Если же двигаться медленно, вы научитесь видеть огромное количество маленьких нюансов и различий, а также создадите условия для изменений на уровне нервной системы.
Накопление изменений — ключ к более глубоким изменениям в состоянии, общей организации и к новым функциональным возможностям.
Хороший способ использования внимания во время занятий — примерно воспринимать фон и учиться четко различать конкретные детали.
3. Совершайте только доступные вам шаги.
Хотя движения в данных уроках не являются трудными, некоторые из них вы можете быть не в состоянии выполнить с самого начала. У вас может возникнуть желание попытаться приложить больше усилий для достижения цели. Мягко откажитесь от этого знакомого искушения, вместо этого попытайтесь вдумчиво и внимательно исследовать пути сделать движение легче и приятнее.
Работая над какой-либо темой, можно делать немного меньше, чем вы можете, быть ленивее.
4. Ориентируйтесь на приятные ощущения.
Во время и после каждого из уроков, вы начнете наблюдать различные ощущения от изменений в вашем теле и общем самочувствии, это могут быть ощущения релаксации или отпускания, легкости, простора, тепла, увеличения длины тела, большей целостности и многие другие.
Каждое новое ощущение, результат каждого нового наблюдения становятся маленьким шагом по направлению к созданию более полного и эффективного образа своего тела и образа себя в целом.
* * *
В соответствии с особенностями нашей физиологии детали выполнения движений можно отрабатывать на правой стороне (для правшей), а на левой прорабатывать их в воображении. Этим вы можете сэкономить время проявления изменений.
После каждого урока осторожно встаньте, сохраняя все изменения в положение стоя. Затем пройдитесь и наблюдайте за новыми ощущениями. Позвольте им остаться с вами на какое-то время.
Хорошей идеей после занятий будет сохранить состояние спокойствия и, например, заснуть. Вы можете чувствовать себя прекрасно, но избегайте искушения сделать что-либо, требующее напряжения сил (к примеру, пропустите свою обычную тренировку на следующий день) чтобы не потерять достигнутые изменения в организации.
Полученное состояние может рассеяться в течение нескольких часов или дней, но в будущем оно становится более устойчивым и при отсутствии сильных воздействующих факторов может стать частью вашего ежедневного состояния.