1. Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?
2. Какое обучение проходит Фельденкрайз-практик?
3. Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?
4. Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?
5. Насколько возможно разобраться с методом самостоятельно через интернет?
6. Каковы основные сложности при самостоятельной практике?
Q: Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?
Работа по Фельденкрайзу основывается на системном понимании процесса человеческого развития, затрагивающем сенсорно-моторный, эмоциональный и когнитивный аспекты, а также учитывающем способности нервной системы и организма к саморегуляции.
В процессе работы основное воздействие осуществляется через мышцы и посредством движения, а формы работы построены таким образом, чтобы в их процессе произошли изменения на уровне нервной системы, приводящие к комплексному воздействию на организм и человека в целом.
При этом в работе по методу важными являются не только сами «упражнения», но и понимание того, какое из них когда применять относительно имеющихся проблем в рамках структуры процесса обучения тем или иным функциям.
Упражнения в методе называются «уроками», потому что подразумевается, что при последовательном их воздействии они становятся «элементами» в процессе обучения, который задействует человека «целиком». Процесс этот направлен на устранение каких-то проблем или изменение качества жизни вследствие изменения либо появления каких-либо функций (влияя и на аспекты работы организма, связанные с различными диагнозами).*
В процессе работы по методу Фельденкрайза важную роль играют:
1) понимание аспектов различных функций (деталей движения головы, глаз, переворотов, сидения, стояния, ходьбы, дыхания, роли таза, а также более комплексных — речи, зрения, восприятия, мышления и др.) и их взаимовлияния;
2) понимание общих принципов участия в движении всего тела, обратимости движения, пропорционального распределения мышечного тонуса и опоры на скелет;
3) рассмотрение роли нервной системы, понимание необходимых ее структурных, функциональных и интегрирующих аспектов;
4) навыки оценки эффективности мышечных усилий и развитая кинестетическая чувствительность, «наработки» на своем теле и своими руками;
5) понимание нюансов сопутствующей коммуникации и происходящих психоэмоциональных изменений;
Лучше всего дать почувствовать и раскрыть возможности метода сможет опытный практик (качественное воплощение подобного обучения — тонкая индивидуальная работа). Чем опытнее специалист, тем он обладает более глубоким пониманием того, что способствует изменениям применительно к различным случаям у разных людей (при травмах, у детей с проблемами развития, для спортсменов и др.).
При индивидуальной работе используемое воздействие всегда подстраивается фактически «в реальном времени» под нужды занимающегося в соответствии с обратной связью, получаемой на кинестетическом (и не только) уровне.
Фактически работа по Фельденкрайзу сначала про глубокий анализ тех факторов, которые влияют на функциональное развитие с учетом и неврологии, и биомеханики, и особенностей скелета и тканей, и кинестетических ощущений, и личности человека (его собственного понимания некоторых аспектов самоорганизации, его чувствительности и восприятия себя), а затем про синтез на основе данного понимания способов воздействия, способствующих либо устранению явных проблем и сопутствующим телесным и психоэмоциональным изменениям, либо постепенному приближению к желаемому результату в отношении какого-либо вида активности.
В зависимости от глубины рассмотрения данных аспектов могут различаться результаты работы по методу.
* * *
Таким образом, метод Фельденкрайза — это оригинальное направление работы с человеком, направленное на совершенствование его функционирования в целом, основанное на понимании работы нервной системы человека, его способностей к обучению и рассмотрении его активности.
В результате занятий по методу человек приобретает новое качество работы своего тела, постепенно развивает «кинестетический интеллект», а также начинает лучше понимать свои возможности по совершенствованию своей деятельности за счет более глубокого ее исследования и постепенной работы над ней.
Работа М. Фельденкрайза оказалась востребована в различных областях — физиотерапии, реабилитации, физическом воспитании, телесно-ориентированной психотерапии, педагогике.
Метод имеет находящие подтверждение медицинским сообществом результаты в качестве одного из комплементарных подходов к здоровью, а также помогает улучшить осознавание** и качество деятельности в обычной жизни и профессиональной сфере.
Во многих случаях элементы метода Фельденкрайза могут применяться как дополнительные вместе с традиционным лечением или в сочетании с другими занятиями или практиками, то есть в объеме, необходимом для конкретных целей человека. Часто людям бывает нужен далеко не весь «Фельденкрайз», а лишь какие-то отдельные темы. Элементы уроков метода Фельденкрайза могут использоваться в качестве «гимнастики», для расслабления и т.д.
Более подробное описание специфики работы в соответствии с подходом Фельденкрайза вы можете найти в Стандартах практики.
* Помимо этого обучение имеет место и на уровне нервной системы, которая адаптируется к тем условиям, которые к ней оказываются применены.
** Под термином «осознавание» М. Фельденкрайз рассматривал способность различения и исследования субъективного внутреннего опыта, на базе которой происходит дальнейшее осмысление процессов, в которых человек участвует в условиях окружающей среды как биомеханическая система, биологический субъект и одновременно с этим как личность (в контексте каких-то целей).
Q: Какое обучение проходит Фельденкрайз-практик?
Базовая подготовка Фельденкрайз-практика затрагивает различные дисциплины и включает в себя аспекты анатомии, теории обучения, нейрофизиологии и других дисциплин. Время подготовки обычно составляет 740-1000 часов в течение 3-4 лет (обучение состоит из модулей по несколько недель). В процессе обучения студенты принимают участие в уроках Осознавания через движение и сессиях Функциональной интеграции, лекциях и обсуждениях. Cтуденты также преподают уроки под супервизией.
Главной целью обучения является приобретение самим обучаемым глубокого понимания роли движения в человеческой деятельности и того, как через работу с движением и осознаванием можно влиять на улучшение моторного, когнитивного и эмоционального аспектов самоорганизации человека. Обширный собственный опыт формирует базис, на основе которого студент будет учиться работать с другими.
После окончания учебы возможно прохождение дополнительной специализации по различным направлениям (например, работа с детьми) и дальнейшее повышение квалификации.
Специальность «Фельденкрайз-практик» может быть не основной, а дополняющей образование специалиста.
Q: Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?
Большинство обучающих программ проходят зарубежом (в США, многих странах Европы, Австралии).
В данный момент начать обучение методу Фельденкрайза можно на профессиональном 4-летнем тренинге в Санкт-Петербурге — Saint-Petersburg 1 (2023-2027). Подробности и регистрация на сайте feldenkraisrussia.com
Из обучающих программ схожих направлений для работы с детьми доступно обучение по методу Child’Space в Санкт-Петербурге.
Участники проекта для помощи недоношенным детям «ЧУДО-навигатор» получают доступ к онлайн-курсу по ранней реабилитации детей по методу Фельденкрайза (статья о методе на сайте проекта).
Также есть возможность проходить онлайн уроки и семинары в Школе Лёгкого Движения.
Q: Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?
Анат Баниэль была одной из ведущих учениц М. Фельденкрайза и выпускницей первого тренинга по его методу в Сан-Франциско (1977).
В качестве практика метода Фельденкрайза она длительное время работала с музыкантами, танцорами, атлетами и детьми, а также обучала методу других практиков. На базе собственного опыта она расширила понимание возможностей применения метода и выпустила несколько книг в доступной форме объясняющих различные аспекты работы со взрослыми и детьми.
Основное внимание в ее работе уделяется обучению головного мозга и нейропластичности (ее работа также носит название «Neuromovement»).
Известность Анат Баниэль в качестве высококлассного специалиста и современная форма подачи информации сделали метод Анат Баниэль в некоторых областях более известным, чем метод Фельденкрайза. В частности, углубленное понимание работы с особыми детьми привело к его популярности в области работы с ДЦП и другими нарушениями развития у детей.
В связи с различиями в подготовке даже в рамках одного направления об отличиях в работе лучше уточнять у конкретных практиков.
Q: Насколько возможно разобраться с методом самостоятельно через интернет?
Самостоятельное развитие в плане понимания и применения метода доступно лишь в некоторой степени (в основном через переработку большого количества уроков метода, их осмысление и адаптацию через призму личного опыта).
Так как уроки по методу Фельденкрайза основаны на глубоком понимании физиологии и анатомии человека и плюс к тому на анализе процессов функционального развития, то самостоятельная работа без понимания нюансов в каждом конкретном случае может быть не столь результативной.
Из-за высокого порога полноценного вхождения для применения возможностей метода рекомендуют консультации или занятия со специалистом — это даст возможность лучше оценить, какие возможности может дать метод конкретному человеку на текущий момент времени, иногда приобрести базовые навыки работы с другими людьми в отношении определенной проблемы.
Q: Каковы основные сложности при самостоятельной практике?
Во время самостоятельных занятий по методу Фельденкрайза внимание направляется на способы организации действий, при этом производится тонкий и систематический процесс исследования того, что используется и за счет чего действие может быть улучшено.
Для этого требуется сосредоточенность, погруженность в занятие, интерес и определенная степень расслабления. Предыдущий опыт действий человека в жизни: стрессы, интенсивная спортивная деятельность или забывание о своем теле могут быть препятствиями. Желание достичь заданного результата, торопливость и напряжение будут мешать проявлению изменений и их интеграции.