FAQ


Особенности метода
1. Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?
2. Какое обучение проходит профессиональный Фельденкрайз-практик?
3. Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?
4. Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?

Самостоятельные занятия
5. Каковы основные сложности при самостоятельном освоении метода?
6. С каких уроков стоит начать самостоятельное знакомство с методом? Сколько по времени и как часто их нужно делать?

Q: Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?

Фельденкрайз это не гимнастика. Уроки метода Фельденкрайза построены таким образом и с такой целью, чтобы в их процессе произошло изменение связей в нервной системе, отвечающих за выполнение определенного движения, человек при этом освоил более легкий и эффективный способ выполнения привычного действия и приобрел более полное осознавание того, что он делает (для возможности тонкого контроля).

Есть вполне определенные и ощутимые закономерности того, что тело используется наиболее оптимальным образом:

— не сбивается дыхание во время сложных движений;
— шея в любом движении не напрягается, позволяя голове поворачиваться свободно в любую сторону;
— нет ненужного напряжения челюстей при выполнении какой-либо работы, с ними не связанной;
— мышцы-сгибатели и разгибатели конечностей работают согласованно, это воспринимается как отсутствие усилий при движении рук и ног;
— легкость вращения вокруг собственной оси в положении стоя или при ходьбе;
— при ходьбе центр тяжести минимально колеблется в вертикальной плоскости и др.

Когда эти условия выполняются, человек тратит минимум усилий на совершение необходимого действия, для него самого это проявляется в ощущении легкости и скорости, а для окружающих — по такому субъективному критерию как «грация движений».

Специально использовать тело таким образом, контролируя себя, не удастся — для приближения к оптимальному состоянию и освоению новых способов действий необходимо комплексное изменение работы нервной системы человека.

Именно на постепенное приближение к такому образу действия и направлен метод. В работе делается упор на развитие у обучающегося тонкой чувствительности для более точного понимания того, как он выполняет различные действия и как может найти наилучший для себя способ их выполнения.

Лучше всего дать почувствовать возможности метода сможет опытный практик (такое обучение — тонкая индивидуальная работа), однако использование уроков Осознавание через движение делает возможным и самостоятельные занятия.

Шаг за шагом занимаясь уроками Фельденкрайза (в таком объеме, какой оказывается необходимым) человек приобретает новое качество работы своего тела, постепенно развивает «кинестетический интеллект», а также начинает лучше понимать свои возможности по совершенствованию своей деятельности за счет ее осознавания и постепенной работы над ней.

Таким образом, метод Фельденкрайза — это оригинальное направление работы с человеком, направленное на совершенствование выполнения им различной деятельности, основанное на понимании работы нервной системы человека и его способностей к обучению.

Работа М. Фельденкрайза оказалась востребована в различных областях человеческой деятельности — в телесно-ориентированной психотерапии, реабилитации, физиотерапии, физическом воспитании и педагогике.

Метод имеет подтвержденные медицинским сообществом результаты в качестве одного из комплементарных подходов к здоровью, а также помогает улучшить осознавание и качество деятельности в обычной жизни и профессиональной сфере. Во многих случаях элементы метода Фельденкрайза могут применяться как дополнительные вместе с традиционным лечением или в сочетании с другими занятиями или практиками, то есть в объеме, необходимом для конкретных целей человека.

Подробное описание специфики подхода Фельденкрайза вы можете найти в Стандартах практики.

Q: Какое обучение проходит профессиональный Фельденкрайз-практик?

Подготовка Фельденкрайз-практика затрагивает различные дисциплины и включает в себя аспекты нейрофизиологии, биологии, анатомии, теории обучения и других дисциплин. Время подготовки обычно составляет 740-1000 часов в течение 3-4 лет (обучение состоит из модулей по несколько недель). В процессе обучения студенты принимают участие в уроках Осознавания через движение и Функциональной интеграции, лекциях и обсуждениях. Cтуденты также преподают уроки под супервизией.

Главной целью обучения является приобретение самим обучаемым глубокого понимания роли движения в человеческой деятельности и того, как через работу с движением и осознаванием можно влиять на улучшение моторного, когнитивного и эмоционального аспектов самоорганизации человека. Обширный собственный опыт формирует базис, на основе которого студент будет учиться работать с другими.

После окончания учебы возможно прохождение дополнительной специализации по различным направлениям (например, работа с детьми).

Q: Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?

На текущий момент обучение можно пройти зарубежом (в США, многих странах Европы, Австралии).

Информация о проведении обучающей программы по подготовке Фельденкрайз-практиков в Москве в 2017 году доступна здесь.

Наиболее доступной из обучающих программ схожих направлений является подготовка по соматике Ханны (см. hanna-somatics.ru).

Q: Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?

Анат Баниэль была одной из ведущих учениц М. Фельденкрайза и выпускницей первого тренинга по его методу в Сан-Франциско (1976).

В качестве практика метода Фельденкрайза она длительное время работала с музыкантами, танцорами, атлетами и детьми, а также обучала методу других практиков. На базе собственного опыта она расширила понимание возможностей применения метода и выпустила несколько книг в доступной форме объясняющих различные аспекты работы со взрослыми и детьми. Особое внимание в ее работе отводится процессам, происходящим на уровне нервной системы (ее работа также носит название «Neuromovement»).

Известность Анат Баниэль в качестве высококлассного специалиста и современная форма подачи информации сделали метод Анат Баниэль в некоторых областях более известным, чем метод Фельденкрайза. В частности, углубленное понимание работы с особыми детьми привело к его популярности в области работы с ДЦП и другими нарушениями развития у детей.

Q: Каковы основные сложности при самостоятельном освоении метода?

Так как уроки по методу Фельденкрайза основаны на глубоком понимании физиологии и анатомии человека и плюс к тому на анализе процессов развития различных функций, то для качественных занятий новичкам без еще накопленного собственного «багажа» знаний по методу стоит поискать готовые материалы на необходимые темы.

Во время практики для многих основная сложность заключается в неумении расслабиться и «лениться» при выполнении движений. Иногда люди просто разучились это делать. Для уроков по методу Фельденкрайза в отличие от большинства привычных действий, важен не столько результат, сколько уделение внимания процессу. Желание достичь заданного результата («выполнить движение как можно лучше», «сделать не хуже, чем сосед» и т.п.), торопливость и напряжение будут мешать.

Во время занятий по методу Фельденкрайза внимание направляется на способы организации наших действий, при этом производится тонкий и систематический процесс исследования того, что как используется и за счет чего действие может быть улучшено. Для этого требуется сосредоточенность, погруженность в занятие, интерес и определенная степень расслабления.

Весь предыдущий опыт действий человека в жизни: стрессы, интенсивная спортивная деятельность («преодоление себя») или, наоборот, забывание о своем теле могут быть препятствиями. В этом случае может быть нужен помощник, который сумеет задать темп и длительность занятий, подчеркнуть контраст между ощущениями, подсказать что делается не так, дать время для пауз для усвоения накапливаемых изменений.

Q: С каких уроков порекомендуете начать самостоятельное знакомство с методом? Сколько по времени нужно проделывать каждый урок? Как часто их нужно делать?

Количество, частота выполнения уроков и подбор самих уроков зависят от потребностей занимающегося.

Начинающим лучше всего использовать полноценные (не укороченные) аудиоуроки длительностью 45-60 минут, выполняемые лежа. Помимо уроков на данном сайте вы также можете воспользоваться аудиоуроками на сайтах практиков.

Как уже упоминалось, при отсутствии возможности очных занятий или занятий по скайпу лучше всего для начала использовать аудиоуроки — они содержат больше важной информации, чем текст (вся схема выполнения конкретного урока оказывается грамотно распределена по времени с нужными интервалами, чего нет в тексте).

Если в сложных случаях (ДЦП, последствия инсульта, параличи, нарушения развития у детей) рекомендуются уроки Функциональной интеграции еженедельно или регулярными курсами с периодическими интенсивами (это длительная индивидуальная работа), то для самостоятельных занятий может быть достаточно 1-3 урока в неделю с периодическим повторением.

Каждый урок можно выполнять множество раз, но не одинаковым образом, а внося в него элементы поиска новых способов выполнения — в отношении физических функций постепенно увеличивая сложность движений, а также по необходимости — их силу и скорость. Схватив суть процесса выполнения, в самостоятельной практике можно выполнять и текстовые уроки, ориентируясь на свои ощущения и понимая как лучше выполнить урок самому, даже если инструкции приведены лишь кратко.

При самостоятельных занятиях на первых порах, чтобы почувствовать изменения, желательно уделять достаточно времени каждому уроку — от 40 до 60 минут. Мини-уроки длятся по 10-20 минут, но сначала пользы от таких занятий будет меньше.

На главную

Комментирование временно отключено.


 
© 2017