FAQ


1. Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?
2. Какое обучение проходит Фельденкрайз-практик?
3. Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?
4. Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?

5. Каковы основные сложности при самостоятельном освоении?
6. Сколько по времени нужно проделывать каждый урок? Как часто их нужно делать? С каких уроков начать самостоятельное знакомство?

Q: Чем Фельденкрайз отличается от гимнастики, ЛФК, других систем упражнений?

Работа по Фельденкрайзу основывается на углубленном понимании процессов развития человека, охватывающем сенсорно-моторный, эмоциональный и когнитивный аспекты, а также способности нервной системы и организма к саморегуляции.

В процессе работы основное воздействие осуществляется через мышцы и посредством движения, а формы работы построены таким образом, чтобы в их процессе произошли изменения на уровне нервной системы, приводящие к комплексному воздействию на организм и человека в целом.

При этом в работе по методу важными являются не только сами «упражнения», но и понимание того, какое из них когда применять относительно имеющихся проблем в рамках структуры процесса обучения тем или иным функциям.

Упражнения в методе называются «уроками», потому что подразумевается, что при последовательном их воздействии они становятся «элементами» в процессе обучения, который задействует человека «целиком». Процесс этот направлен на устранение каких-то проблем или изменение качества жизни вследствие появления либо изменения каких-либо функций (влияя и на аспекты работы организма, связанные с различными диагнозами).*

Лучше всего дать почувствовать и раскрыть возможности метода сможет опытный практик (качественное воплощение подобного обучения — тонкая индивидуальная работа). Чем опытнее специалист, тем он обладает более глубоким пониманием того, что способствует изменениям применительно к различным случаям у разных людей (при травмах, у детей с проблемами развития, для спортсменов и т.п.).

В процессе работы по методу Фельденкрайза важную роль играют:
1) понимание аспектов различных функций (движения головы, глаз, деталей переворотов, сидения, стояния, ходьбы, дыхания, роли таза и др.) и их взаимовлияния;
2) понимание общих принципов обратимости движения, участия в движении всего тела, пропорционального распределения мышечного тонуса и опоры на скелет;
3) рассмотрение роли нервной системы, понимание ее необходимых структурных и функциональных аспектов;
4) навыки оценки эффективности мышечных усилий и развитая кинестетическая чувствительность, «наработки» на своем теле и своими руками;
5) понимание нюансов сопутствующей коммуникации и происходящих психоэмоциональных изменений;

При индивидуальной работе комплекс упражнений всегда подстраивается фактически «в реальном времени» под нужды занимающегося в соответствии с обратной связью, получаемой на кинестетическом (и не только) уровне.

В зависимости от глубины рассмотрения данных аспектов могут различаться результаты работы по методу.

Фактически работа по Фельденкрайзу сначала про глубокий анализ тех факторов, которые влияют на функциональное развитие с учетом и неврологии, и биомеханики, и особенностей скелета и тканей, и кинестетических ощущений, и личности человека (его собственного понимания некоторых аспектов самоорганизации, его чувствительности и восприятия себя), а затем про синтез на основе данного понимания способов воздействия, способствующих либо устранению явных проблем и сопутствующим телесным и психоэмоциональным изменениям, либо постепенному приближению к желаемому результату в отношении какого-либо вида активности.

* * *

Таким образом, метод Фельденкрайза — это оригинальное направление работы с человеком, направленное на совершенствование выполнения им различной деятельности, основанное на понимании работы нервной системы человека и его способностей к обучению.

В результате занятий по методу человек приобретает новое качество работы своего тела, постепенно развивает «кинестетический интеллект», а также начинает лучше понимать свои возможности по совершенствованию своей деятельности за счет ее осознавания и постепенной работы над ней.

Работа М. Фельденкрайза оказалась востребована в различных областях — физиотерапии, реабилитации, физическом воспитании, телесно-ориентированной психотерапии, педагогике.

Метод имеет подтвержденные медицинским сообществом результаты в качестве одного из комплементарных подходов к здоровью, а также помогает улучшить осознавание** и качество деятельности в обычной жизни и профессиональной сфере.

Во многих случаях элементы метода Фельденкрайза могут применяться как дополнительные вместе с традиционным лечением или в сочетании с другими занятиями или практиками, то есть в объеме, необходимом для конкретных целей человека. Иногда людям бывает нужен далеко не весь «Фельденкрайз», а лишь какие-то отдельные темы. Элементы уроков метода Фельденкрайза могут использоваться в качестве «гимнастики».

Более подробное описание специфики работы в соответствии с подходом Фельденкрайза вы можете найти в Стандартах практики.

* Помимо этого обучение имеет место и на уровне нервной системы, которая адаптируется к тем условиям, которые к ней оказываются применены.

** Под термином «осознавание» М. Фельденкрайз рассматривал способность различения и исследования субъективного эмпирического опыта, на базе которой происходит дальнейшее осмысление процессов, в которых человек участвует в условиях окружающей среды как биомеханическая система, биологический субъект и одновременно с этим как личность (в контексте каких-то целей).

Q: Какое обучение проходит Фельденкрайз-практик?

Базовая подготовка Фельденкрайз-практика затрагивает различные дисциплины и включает в себя аспекты нейрофизиологии, анатомии, теории обучения и других дисциплин. Время подготовки обычно составляет 740-1000 часов в течение 3-4 лет (обучение состоит из модулей по несколько недель). В процессе обучения студенты принимают участие в уроках Осознавания через движение и Функциональной интеграции, лекциях и обсуждениях. Cтуденты также преподают уроки под супервизией.

Главной целью обучения является приобретение самим обучаемым глубокого понимания роли движения в человеческой деятельности и того, как через работу с движением и осознаванием можно влиять на улучшение моторного, когнитивного и эмоционального аспектов самоорганизации человека. Обширный собственный опыт формирует базис, на основе которого студент будет учиться работать с другими.

После окончания учебы возможно прохождение дополнительной специализации по различным направлениям (например, работа с детьми) и дальнейшее повышение квалификации.

Q: Где пройти обучение на Фельденкрайз-практика?

Большинство обучающих программ проходят зарубежом (в США, многих странах Европы, Австралии). Информация о проведении обучающей программы по подготовке Фельденкрайз-практиков в Москве в ноябре 2017 года доступна здесь (см. также презентацию программы).

Наиболее доступной из обучающих программ схожих направлений является подготовка по соматике Ханны (см. hanna-somatics.ru).

Q: Что такое метод Анат Баниэль? В чем его отличие от метода Фельденкрайза?

Анат Баниэль была одной из ведущих учениц М. Фельденкрайза и выпускницей первого тренинга по его методу в Сан-Франциско (1976).

В качестве практика метода Фельденкрайза она длительное время работала с музыкантами, танцорами, атлетами и детьми, а также обучала методу других практиков. На базе собственного опыта она расширила понимание возможностей применения метода и выпустила несколько книг в доступной форме объясняющих различные аспекты работы со взрослыми и детьми. Особое внимание в ее работе отводится процессам, происходящим на уровне нервной системы (ее работа также носит название «Neuromovement»).

Известность Анат Баниэль в качестве высококлассного специалиста и современная форма подачи информации сделали метод Анат Баниэль в некоторых областях более известным, чем метод Фельденкрайза. В частности, углубленное понимание работы с особыми детьми привело к его популярности в области работы с ДЦП и другими нарушениями развития у детей.

Q: Каковы основные сложности при самостоятельном освоении?

Использование уроков Осознавания через движение делает возможным самостоятельные занятия, однако самостоятельная работа без понимания нюансов в каждом конкретном случае может быть не столь результативной.

Так как уроки по методу Фельденкрайза основаны на глубоком понимании физиологии и анатомии человека и плюс к тому на анализе процессов функционального развития, то для качественных занятий новичкам без еще накопленного собственного «багажа» знаний по методу стоит использовать готовые материалы на необходимые темы.

Во время практики для многих сложность заключается в неумении расслабиться и «лениться» при выполнении движений, иногда люди просто разучились это делать. Для уроков по методу Фельденкрайза важен не столько результат, сколько уделение внимания процессу. Желание достичь заданного результата («выполнить движение как можно лучше», «сделать не хуже, чем сосед» и т.п.), торопливость и напряжение будут мешать проявлению изменений и их интеграции.

Во время занятий по методу Фельденкрайза внимание направляется на способы организации действий, при этом производится тонкий и систематический процесс исследования того, что как используется и за счет чего действие может быть улучшено. Для этого требуется сосредоточенность, погруженность в занятие, интерес и определенная степень расслабления. Весь предыдущий опыт действий человека в жизни: стрессы, интенсивная спортивная деятельность («преодоление себя») или забывание о своем теле могут быть препятствиями.

Из-за высокого порога вхождения для результативного применения возможностей метода рекомендуют консультации или занятия со специалистом — это даст возможность лучше оценить, какие возможности может дать метод конкретному человеку на текущий момент времени, иногда приобрести базовые навыки работы с другими людьми в отношении определенной проблемы.

Q: Сколько по времени нужно проделывать каждый урок? Как часто их нужно делать? С каких уроков начать самостоятельное знакомство?

Количество, частота выполнения уроков и подбор самих уроков зависят от потребностей занимающегося.

Если в сложных случаях (ДЦП, последствия инсульта, параличи, нарушения развития у детей) рекомендуются уроки Функциональной интеграции еженедельно или регулярными курсами с периодическими интенсивами (это длительная индивидуальная работа), то для самостоятельных занятий может быть достаточно 1-3 урока в неделю с периодическим повторением.

Начинающим лучше всего использовать полноценные (не укороченные) аудиоуроки длительностью 45-60 минут, выполняемые лежа. Помимо уроков на данном сайте вы также можете воспользоваться аудиоуроками на сайтах практиков. Мини-уроки длятся по 10-20 минут, но пользы от таких занятий будет меньше.

Каждый урок можно выполнять множество раз, но не одинаковым образом, а привнося в него элементы узнавания деталей и поиска нюансов способов выполнения — в отношении физических функций постепенно увеличивая сложность движений, а также по необходимости — их силу и скорость. Схватив суть процесса выполнения, в самостоятельной практике можно выполнять и текстовые уроки, ориентируясь на свои ощущения, опыт и накопленное понимание, даже если инструкции приведены лишь кратко.

На главную

Комментирование временно отключено.