Предисловие | Моше Фельденкрайз. Случай с Норой


Содержание

  1. Кто такая Нора   – 7 мин
  2. Выход из лабиринта   – 14 мин
  3. Ошибки: часть обучения   – 10,5 мин
  4. Улучшение вместо излечения   – 4 мин
  5. Разговаривая без слов   – 14 мин
  6. Ощущение для понимания   – 6 мин
  7. Квинтэссенция   – 7 мин
  8. Вопросы   – 4 мин

Предисловие ко второму изданию

Метод Фельденкрайза — это один из самых выдающихся способов улучшения человеческих способностей, с которым мне приходилось встречаться. Книга «Осознавание тела как исцеляющая терапия. Случай с Норой» является наиболее полным существующим описанием работы Моше Фельденкрайза, с индивидуальным «клиентом». Речь в ней идет о Норе, 60-летней женщине, у которой после перенесенного обширного инсульта пострадали речь, мышление и движение. Что удивительно, ей удалось восстановить утраченные способности после работы с М. Фельденкрайзом. По мере того, как он объясняет свой способ мышления и работы с Норой, мы постигаем его гений и невероятную пользу его метода.

Любой представитель «помогающих» профессий — физиотерапевт, логопед, специалист по трудотерапии, психолог, врач и медсестра — найдут в этой книге уникальную точку зрения, которую они смогут использовать для улучшения своей работы. Опытный практик метода Фельденкрайза может значительно улучшить функционирование при широком спектре нарушений — при церебральном параличе, травмах мозга, инсультах, а также болях в спине, шее и плече. В то же время метод Фельденкрайза по сути не является «терапией», но скорее способствует обучению, которое включает в себя как мозг, так и всего человека в целом. Таким образом, метод имеет важное значение для образования и любой области, где задействованы обучение и формирование навыков, к примеру, в музыке, танцах и спорте.

Подход Фельденкрайза основывается на точном понимании нервной системы человека. Его работа предвосхитила многие идеи в неврологии и медицине, которые с тех пор стали общепринятыми, такие как асимметрия полушарий мозга и недвойственность тела и психики. Как Фельденкрайз демонстрирует в своей работе с Норой, его понимание нервных функций базируется как на биологическом наследии, так и персональной истории. Функциональные достижения Норы связаны с постоянным вниманием к ее чувству собственного достоинства и характеру.

Я очень рекомендую прочитать историю Норы. Читатели будут вознаграждены и очарованы этой удивительной историей и тем глубоким методом, который она иллюстрирует.

Уолтэр Уитриол, доктор медицины
Департамент реабилитационной медицины
Школа медицины Университета Джона Хопкинса
июнь 1993

Введение ко второму изданию

Изначально опубликованная в 1977 году, книга «Осознавание тела как исцеляющая терапия. Случай с Норой» многими признается как классика в области соматического обучения и терапии. Это драматическая история женщины, проходящей процесс восстановления от кровоизлияния в мозг, которое привело к значительным физическим и психологическим проблемам. Моше Фельденкрайз направляет нас шаг за шагом через экстраординарный процесс ее восстановления по мере того, как она постепенно обучается заново многим потерянным ею навыкам.

Данное описание является примером подхода к улучшению человеческого функционирования через движение, который стал известен как метод Фельденкрайза. Хотя М. Фельденкрайз написал множество книг и статей, это его единственный письменный отчет о работе в конкретном случае. Он планировал, что данная книга станет первой в серии под названием «Приключения в джунглях мозга». К сожалению, его насыщенное расписание не позволило ему закончить вторую книгу в серии до его смерти в 1984 году.

«Осознавание тела как исцеляющая терапия. Случай с Норой» Фельденкрайз написал в стиле рассказа о случае из практики, подобно двум великим клиническим неврологам А.Р. Лурии и Оливеру Саксу. В историю работы с клиентом включены тонкие подробности ее жизни, что придает необычную глубину и многомерность разбору клинического случая.

Фельденкрайз ценил книги и Лурии, и Сакса, чувствуя, что их подход к разбору случаев был более схож с философией его работы, чем академический стиль, при котором пациент рассматривается как представитель категории патологий или болезней.

Одной из самых примечательных особенностей данной книги является то, с какой детализацией Фельденкрайз описывает свой собственный процесс мышления по мере продвижения в работе с Норой. Он одновременно детектив, учитель и терапевт, и настолько близко знакомит нас со своим подходом, что читатель начинает интересоваться: «Каким будет следующий шаг для Норы?». Мы проходим вслед за Фельденкрайзом в поисках решения возникших задач, видим его успехи и тупики, получаем уникальную возможность ознакомиться с теми вопросами, которые он задает себе, и его наблюдениями во время работы с Норой.

До своей смерти Моше Фельденкрайз успел подготовить небольшое количество практиков своего подхода. С тех пор метод Фельденкрайза продолжает свое распространение и получает все большее мировое признание. На сегодняшний день в мире существует почти две тысячи практиков метода, живущих в Северной и Южной Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Австралии.

Элизабет Берингер и Дэвид Земах-Берзин
Беркли, Калифорния
Сентябрь, 1993

Предисловие

«Случай с Норой» — это первая из серии историй из моей практики. Каждая будет описывать часть моей работы с людьми.

Я использую две техники: одна это невербальная манипуляция, называемая «Функциональная интеграция». Другая, используемая в больших группах всех возрастов, вербальная, и называется «Осознавание через движение».

Обе техники расширяют осознавание себя и таким образом способствуют лучшему образу жизни. Они обучают методичному использованию наших собственных способностей, с которыми многие знакомы лишь поверхностно. Эти способности в конечном итоге влияют на наше поведение.

Следующая подлинная история была рассказана перед аудиторией. Использованная в ней рабочая теория располагается где-то посередине между интуитивными догадками и будущей научной истиной.

Введение

Существует много способов и видов обучения. Некоторые неграмотные люди обучены лучше и большему, чем вы и я.

Существует обучение навыку; существует обучение, через которое мы увеличиваем наши познания или углубляем понимание того, что уже знаем. И есть самый важный вид обучения, который происходит вместе с физическим развитием. Под этим последним видом я понимаю такое обучение, при котором за ростом количества [действий] происходит появление нового качества, а не просто происходит накопление знаний, какими полезными бы они ни были. Часто мы не замечаем такой вид обучения вообще; оно может продолжаться в течение более или менее продолжительных периодов времени на первый взгляд бесцельно, а затем новая форма действия появляется как будто ниоткуда.

Большинство по-настоящему важных вещей изучается таким образом. В нашем обучении ходить, говорить, считать нет метода, нет системы, нет экзаменов и предписанных сроков, в которые мы должны уложиться, нет текущей, четко выраженной цели, которой нужно достичь. Этот кажущийся бесцельным процесс практически не приводит к ошибкам обучения у нормально сформированного человека, и в таких условиях мы становимся зрелыми людьми, хорошо образованными либо полностью неграмотными. Формальное обучение с детства и до взрослого возраста практически упускает из виду тот факт, что существуют способы обучения, которые ведут к развитию и зрелости практически без ошибок. Формальное обучение больше касается того «что» преподается, а не «как»; ошибки в нем встречаются очень часто.

В этом мире существуют учителя, без которых он был бы еще менее приветливым, чем он есть. Проблема в том, что их настолько мало, что человек скорее выиграет в лотерею, чем будет иметь одного из них в качестве наставника.

Изложенный ниже случай иллюстрирует метод, в котором обучение самим учеником, а не преподавание, является ключевым. Допустим, я объясняю вам геометрическую теорему; я рассказываю вам ее суть, пытаюсь обсуждать ее с вами, затем повторяю несколько раз то, что сказал, до тех пор пока вы тоже не сможете все повторить. Этот вид обучения продолжается до тех пор, пока вы не сможете рассказать или даже понять вопрос также, как я. В том, что касается [личностного] обучения и физического развития, метод обучения, который я вам только что описал, на мой взгляд, бесполезен.

Чтобы произвести в вас обучение мне нужно найти способ, который заставит вас думать в отношении теоремы так, как думал о ней человек, ее открывавший. Как учитель я могу ускорить ваше обучение, только предоставив вам возможность получения опыта в условиях, в которых человеческий мозг был изначально при том обучен. Такое обучение требует большего, чем просто способности рассказывать теорию, стоя у доски.

История, которую я вам расскажу, воссоздает ситуации, которые приводили к обучению, затем я изложу теорию [, на которой оно основывалось]. Я надеюсь, вы сами, на самом деле, распознаете теорию до того, как я ее объясню. В конце обсуждения я отвечу на ваши вопросы.

Следующая глава