Краткие заметки, характеризующие работу М. Фельденкрайза


Ориентация Фельденкрайза на обучение нетипична для большинства подходов, которые 1) диагностируют и изолируют специфическую структурную или физическую проблему 2) пытаются вылечить или исправить эту проблему 3) используют при этом различные прямые манипуляции и предписания способов поведения.

По контрасту подход Фельденкрайза 1) рассматривает проблему в терминах доступности различных вариантов действий для человека 2) предлагает взаимный поиск новых способов поведения и опыта, которые могут привести к более благоприятным результатам 3) работает не напрямую, а создавая условия для нахождения человеком решений в процессе обучения и при задействовании его осознавания.

* * *

«Ограничивающим фактором должна быть структура скелета, а не мышечные преграды. Можно показать, что каждый взрослый использует только часть теоретически возможных движений человеческого скелета.

Здоровое координированное движение тела как целого подчиняется принципу наименьшего движения, при этом мышцы работают согласованно с наименьшими затратами метаболической энергии. По этим принципам, определяющим функционирование тела, можно определить, является ли поведение [с точки зрения эффективности использования возможностей тела] нормальным или нет»

* * *

«Обратимость. Почти каждая произвольно сокращающаяся мышца в нашем теле имеет мышцу-антагониста, которая выполняет противоположное действие. Обратимое движение происходит тогда, когда противоположные мышцы работают гармонично; такое движение кажется легким и может быть обратимо в любой момент»

* * *

«Если мы не научимся эффективному способу выполнения действия, постепенно это приведет к болям и различным нарушениям, а также растущей неспособности делать то, что мы хотели бы делать»

* * *

«Динамическая концепция прямой осанки состоит в следующем:

Тело должно быть организовано так, чтобы оно могло начать любое движение — вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх, поворот в любую сторону — без предварительных движения сегментов тела, без внезапных изменений ритма дыхания, без сжатия челюстей или напряжения языка, без каких-либо воспринимаемых напряжений мышц шеи или фиксации глаз. В этом состоянии голова не зафиксирована в пространстве, а свободна для мягкого движения в любом направлении.

Если эти условия соблюдены при выполнении действия, тогда даже подъем всего веса тела не ощущается как усилие»

* * *

Фельденкрайз отмечал, что даже так называемые «нормальные» или «здоровые» люди часто имеют компульсивные состояния нейро-мышечного напряжения, которые ограничивают функционирование. Он отметил, что «целью обучения должно быть убирание этих состояний и помощь людям в приобретении способности к эффективным действиям, то есть к способности контролировать возбуждения тела и действиям с более полным пониманием возможностей».

* * *

Для М. Фельденкрайза и [Милтона] Эриксона обучение по сути не интеллектуальный процесс; обучение — это сенсорно-моторный процесс, задействующий человека целиком и происходящий в процессе выполнения действия. Фельденкрайз цитирует старое китайское выражение: «Слышу — забываю. Вижу — запоминаю. Делаю — понимаю».

* * *

«Один урок в раннем возрасте стоит многих уроков в более позднем возрасте» — Х. Шелхав, Фельденкрайз-тренер

* * *

«Если вы хотите подвести итог моему учению… Нет лучшего фермента, чтобы заставить людей думать, чем то, чем я занимаюсь. Я никогда не видел столько думающих людей, как на моих уроках… Я имею в виду людей, думающих о том, чтобы их действия, их будущее взаимодействие с миром — с самими собой — ежедневно изменялись, становились немного другими» — М. Фельденкрайз

* * *

«Я считаю, что будущее человека более интересно, чем все, во что даже наука, наиболее мощный человеческий инструмент, заставила нас поверить. На сегодняшний день «реальность» представляется лишь суммой внешних и внутренних процессов, о которых мы не подозревали, что они могут быть нами изменяемы» — М. Фельденкрайз, «Ускользающее очевидное»

Комментирование временно отключено.