ДЦП и нарушения развития у детей — Исследования применения метода Фельденкрайза


1. Шелхав — Силбербуш, К. (1988). Метод Фельденкрайза для детей с церебральным параличом. Педагогический факультет университета Бостона, США (Shelhav-Silberbush, C. (1988). The feldenkrais method for children with cerebral palsy. Boston University School of Education USA)

Один из двух подробно описанных случаев рассказывает историю мальчика, который получал традиционное лечение с тех пор, когда ему был поставлен диагноз ДЦП в возрасте 3-х месяцев. Тем не менее в 6 лет мальчик не мог сидеть без посторонней помощи, не мог ползать или лежать на спине с согнутыми коленями. У него не было мотивации рисовать или двигаться по собственному желанию.

Мальчик получал регулярные уроки Функциональной интеграции с Хавой Шелав в течение 1 года. В конце года директор школы, где учился мальчик, сообщил, что тому «больше не требуется специальный уход. Он может свободно сидеть, менять свое положение и возвращаться в положение сидя без посторонней помощи… Он научился расслаблять отдельные части своего тела по собственной воле». В отчете также указано: «Теперь он может заниматься арифметикой… Его способность рисовать и удовольствие, которое он при этом получает, значительно увеличились… Он впервые проявил желание двигаться».

Согласно рассказам матери мальчика, предыдущие методы создавали атмосферу напряжения; он был вынужден оставаться в фиксированном положении, что причиняло мальчику боль. После занятий методом Фельденкрайза его мама смогла работать с ребенком так, что это было приятно им обоим. Она сообщает: «Он изменился, не только физически, но весь целиком. Он снова обрел веру в себя… он открыл для себя свои возможности и это придало ему уверенности в себе… Наши взаимоотношения стали замечательными».

2. Об исследованиях применения метода Анат Баниэль для детей с ДЦП и другими нарушениями развития
http://www.anatbanielmethod.com/effectiveness-anat-baniel-method-for-children-with-cerebral-palsy-and-special-needs

Доктор Нил Шарп: «В настоящее время формальных исследований нет, хотя ряд исследований находится в процессе подготовки. Мы сотрудничаем с доктором Майклом Мерзеником, почетным профессором нейробиологии университета Калифорнии, в подготовке исследования эффективности работы по методу при травмах мозга, а также с Мартой Херберт (Martha Herbert), детским неврологом из Гарварда, в работе над двумя исследованиями — одно о применении метода при травме плечевого нервного сплетения и второе при аутизме.

Дети с церебральным параличом столь разнообразны, что они не подходят для рандомизированного двойного слепого исследования, поэтому даже сам протокол исследования оказывается непростой задачей. Мы рассматриваем различные «N-of-1» модели исследований вместе с Кристиной Бетелл из Орегонского Университета Науки и Здравоохранения. Публикация этих исследования займет какое-то время.

Есть большое количество исследований, подтверждающих принципы этого метода, большинство из них указано в разделе примечаний двух книг Анат: «Дети без границ» и «Движение в жизнь». Я рекомендую прочитать книгу по работе с детьми Вам и родителям детей, которые к Вам обращаются. Хотя это не пошаговое руководство, в ней содержится большое количество информации, которая может полностью изменить подход родителей, воспитателей или терапевтов так, что их взаимодействие с детьми будет гораздо более эффективным…

Однако, никакое количество исследований не заменит непосредственного опыта занятий, именно так я сам оказался убежден [в действенности метода]. Столь часто дети приходят с родителями, которым сказали, что надеяться не на что, и что их ребенок никогда не сможет ничего делать. Я не утверждаю, что каждый ребенок, который к нам приходит, в конце концов начинает ходить, далеко не так, но те дети, которых мы наблюдаем и рассматриваем, как способных учиться, в конце концов имеют успехи гораздо большие, чем им предсказывали и оказываются гораздо более довольными, как во время уроков (по контрасту со многими их регулярными терапиями), так и в обычной жизни в целом. Родителям также становится лучше».

Еще по данной теме на сайте:
О применении метода Фельденкрайза для маленьких детей с ДЦП
Метод Анат Баниэль для преобразования жизни детей с особыми потребностями

Также смотрите материалы с тэгом ДЦП

К списку статей

Комментирование временно отключено.